— говорит руководитель общества защиты прав потребителей Петр Гройзман
С началом сезона холодов и дождей, как обычно, обострились коммунальные проблемы у жителей Выборга и района. Даже зимний месяц декабрь, докатившийся до своей середины, оказался отнюдь не морозным, а сырым и дождливым. Разумеется, это не могло не сказаться на состоянии нашего жилья, да и услуги, оказываемые сферой ЖКХ, снова не прошли проверку на качество. Протекающие крыши, затопленные подвалы, холодные батареи. Отсюда поток обращений и звонков, как в редакцию газеты, так и в общество защиты прав потребителей — к Петру Гройзману.
Петр Давыдович, глядя в свои записи, перечислил некоторые сигналы о коммунальных бедствиях выборгских жителей. Скажем, жительница поселка Советского с улицы Садовой, 40 сообщила об отсутствии горячей воды. Мужчина из дома № 11 по улице Сухова в Выборге пожаловался на кровельные протечки и необходимость косметического ремонта. Проживающая на Московском проспекте, 13 женщина посетовала на отсутствие холодной воды в ее квартире. Жительница поселка Перово обратилась к Петру Давыдовичу с такой проблемой: она хотела поставить счетчик учета горячей воды, но никак не могла добиться от перовских коммунальщиков, чтобы они перекрыли стояк с горячей водой. Правда, после вмешательства Гройзмана вопрос был решен. Выборжанка с Московского проспекта, 2 рассказала, что в ее квартире не греют батареи. Этот перечень продолжать можно еще долго.
Как быть всем этим людям? Ведь в общество защиты прав потребителей они обращаются, не добившись устранения всех этих бед от коммунальщиков. Петр Давыдович уверен, что действовать наши граждане должны в соответствии с имеющимися у них законными правами. И рекомендует в таких случаях обращаться к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в которое были внесены поправки в мае текущего года. Самое важное здесь — это приложение № 1 к этому постановлению, где речь идет об условиях изменения платы за коммунальные услуги, если они предоставляются плохого качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
— Наши граждане имеют право вообще не платить за холодную воду, если эта вода ненадлежащего качества, — говорит Петр Гройзман. — Вот смотрите, в приложении к постановлению четко сказано, что должно быть постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил не допускается. Разве это не актуально для жителей Выборгского района, у которых из крана нередко течет вода плохого качества? У наших жителей есть право, при таком несоответствии воды требуемым санитарным нормам, не вносить плату за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Причем независимо от показаний приборов учета.
Радует, что у людей есть такое право, однако сразу возникает вопрос к Петру Давыдовичу: как выборжане могут не платить за некачественную холодную воду, если получают одну квитанцию на оплату почти всех коммунальных услуг, за исключением электричества и газа?
— Перед тем, как не оплачивать одну эту услугу, нужно обязательно иметь документ, подтверждающий, что вы подали заявление в Управляющую компанию о том, что вы данную услугу недополучаете, она несоответствующего качества, — ответил Петр Давыдович. — При этом у вас на руках должно быть заключение специалистов Роспотребнадзора о плохом качестве воды. Это главное условие.
В упомянутом Гройзманом приложении к 307-му постановлению речь идет о насущных для каждого из нас вещах. Например, о бесперебойном круглосуточном водоснабжении в течение года. Там четко сказано, что перерывы в подаче холодной воды допустимы не более 8 часов суммарно в течение месяца или не более 4 часов единовременно. Не подавать холодную воду в течение 24 часов могут лишь в случае аварии на тупиковой магистрали. А за каждый час превышения допустимой продолжительности в подаче воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера оплаты. Точно такие же правила действуют и при перерывах в подаче горячего водоснабжения. За исключением того, что один раз в году предусмотрено проведение профилактических работ. Это когда у нас летом отключают горячую воду на несколько недель. Должна снижаться на 0, 1 процента оплата за каждый час превышения допустимого отклонения температуры горячей воды на 3 градуса в точке забора. Горячая вода, которой мы пользуемся, должна иметь температуру 60 градусов для открытых систем централизованного водоснабжения, и не менее 50 градусов — для закрытых. Допустимое отклонение температуры в ночное время, с 23 часов до 6 утра, не должно быть более 5 градусов, а в дневное время — не более 3 градусов.
Такие же параметры применяются и к теплоснабжению в наших квартирах. Допустимый перерыв в подаче тепла может быть не более 24 часов суммарно в течение одного месяца. И, скажем, не более 4 часов подряд, если температура в жилом помещении от 8 до 10 градусов. Иначе за каждый час свыше допустимой нормы, прожитый потребителями без тепла, размер ежемесячной оплаты должен снижаться на 0,15 процента размера полной стоимости услуги.
Действуют правила и в части обеспечения температуры в жилых помещениях не ниже 18 градусов, электро- и газоснабжения наших квартир.
Как считает руководитель общества защиты прав потребителей, главное — фиксировать все нарушения документально и требовать от Управляющей компании перерасчета в сторону снижения оплаты за предоставление некачественных коммунальных услуг, как это предусмотрено законом.