В Роспотребнадзор жалуются письменно и устно, по поводу и без.
Как рассказала корреспонденту «ВВ» заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Выборгскому району Лариса Скрылёва, в 2017 году в отдел поступило 270 обращений от жителей Выборга и района. Это только официально, а вообще-то почти каждый день выборгские сотрудники Роспотребнадзора консультируют граждан. Практически все заявления рассмотрены. Кроме того, более тысячи звонков поступило на «горячую линию».
Выборжан беспокоят проблемы, связанные с санитарными условиями проживания (120 обращений), — шум, подвалы, содержание лестничных площадок, 150 заявлений имеют отношение к защите прав покупателей. Жителей Выборгского района не устраивает качество водопроводной воды. Много жалоб поступает на торговлю продуктами питания с истекшим сроком реализации.
К сожалению, граждане, обращающиеся за помощью, нередко забывают, что теперь своё недовольство в устной или письменной форме прежде всего нужно выразить руководству магазина, и лишь после этого писать в Роспотребнадзор. «К нам обращаются со всем подряд, но не всё находится в нашей компетенции, поэтому часть жалоб мы отправляем по назначению: в органы образования, здравоохранения, жилищную инспекцию, местные инстанции. Большая часть жалоб подтверждается», — говорит замначальника территориального отдела.
Стоит напомнить читателям о том, что функции Роспотребнадзора несколько изменились. В частности, если прежде этот надзорный орган участвовал в согласовании строительного проекта с момента отвода земли, то сейчас этого нет. Однако, если есть повод для вмешательства, потребнадзор может провести предварительную проверку и вынести предостережение. Например, некий бизнесмен хотел открыть автомастерскую вблизи жилого дома, а местное предприятие планировало установить мусорный контейнер не в 20 метрах от жилого здания, как положено, а ближе. В таких случаях предостережение, как реакция на обращение граждан, служит действенным инструментом.
Но не всегда потребители правы в своих претензиях. Порой доходит до курьёзов. Гражданин приобрёл водонагреватель в одном из местных магазинов. Но агрегат не работал. В магазине посоветовали вскрыть водонагреватель и нажать нужную кнопку. Но покупатель резонно отказался, ведь в таком случае он уже не мог бы претендовать на гарантийный ремонт. Согласно закону, продавец должен забрать товар и проверить его.
Ремонтники, сотрудничающие с магазином, лично выехали на место. Оказалось, что после включения водонагревателя просто выбило пробки. Наверное, гражданин мог бы сам разобраться в своём электрохозяйстве, но то ли поленился, то ли решил подстраховаться. В общем, вопрос решился к общему удовольствию.
Сложно будет доказать свою правоту выборжанину, сдавшему в ремонт пульт дистанционного управления от телевизора. Мужчине вернули другой пульт, от той же модели ТВ, рабочий, но значительно старее. На недовольство потребителя ему предложили… идти лесом. Как теперь быть? Обратиться в полицию? Но не факт, что она поможет в данном случае. Наверное, надежда только на совесть мастера.
Другой наш земляк, напротив, нашёл общий язык с администрацией одного из продовольственных магазинов. Покупателю не понравились шпроты, которые, на его взгляд, были очень мелкими, хотя на баночной этикетке утверждалось, что рыба крупная. Потребитель написал претензию, и магазин с ней согласился, деньги за рыбу вернули.
А вот руководство магазина, продающего технически сложные товары, совершенно справедливо не согласилось с покупательницей, которая приобрела водогрей. Водонагреватель установили, он нормально работал, но женщина решила, что прибор её не устраивает по эстетическим соображениям. Однако водонагреватель был совершенно исправен, поменять же технически сложный товар в течение двух недель, как, допустим, обувь или одежду, нельзя. Хотя и при обмене одежды с обувью есть нюансы.
Помимо индивидуальных жалоб, в отдел поступают и коллективные обращения. В частности, жители дома по проспекту Победы, 39, где расположен ресторан «Старый Тбилиси», недовольны организацией работы этого заведения общепита. Претензии связаны с некачественной вентиляцией и шумными клиентами. По будням ресторан работает до 23 часов, по выходным и праздникам закрывается позже, а жильцы хотят отдыхать. Жалобщики обратились не только в Роспотребнадзор, но и в районную администрацию, и к депутатам.
Самое любопытное, что райадминистрация прислала в Роспотребнадзор соответствующее обращение, хотя помещение, в котором находится ресторан, является муниципальным. Чиновники при желании, наверное, могли бы решить вопрос, используя рычаги власти. Но почему-то действуют инертно, перекладывая проблему на надзорный орган.