Разрешима ли она на уровне местного самоуправления?
Недавно двум рощинским семьям в торжественной обстановке были вручены сертификаты на получение жилищных субсидий. Денежные средства могут быть использованы на приобретение или строительство жилья.
Семья Павловых — погорельцы из поселка Рощино, у них двое детей. Проживала семья в старом финском здании кинотеатра, являлась участником областной долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи на 2012-2015 годы». В очереди на предоставление жилья Павловы простояли 16 лет. Общая сумма жилищных субсидий составила 1874880 рублей, в том числе 150000 рублей — из бюджета Рощинского городского поселения. Вторая семья, Борздовых, из поселка Цвелодубово — участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Мать, воспитывающая одна двоих детей, была зачислена на очередь в 2006 году как социальный работник. Общая сумма жилищных субсидий составила 1406160 рублей, в том числе 300000 рублей из бюджета Рощинского городского поселения.
Как рассказали в Рощинской поселковой администрации, в настоящее время в очереди на жилье числится 211 семей (это более 500 человек). Из них на льготной очереди — 94 семьи, среди которых немалое число погорельцев (пожары здесь случаются нередко).
По российскому законодательству обеспечение жильем населения возлагается на муниципалитеты. При возложении этих полномочий государство фактически самоустранилось от жилищной проблемы, потому позже стали выходить различные федеральные целевые программы, направленные на исправление ошибок — открывающие возможность покупки жилья или строительства. Но и они жестко ограничивают категории населения, которым предоставляется возможность участия в них.
И чем дальше от черты, разделяющей историю государства на советский и российский периоды, тем труднее и безнадежнее становится задача, поставленная перед муниципалитетами. Муниципальный жилищный фонд практически исчерпан, новое жилье мало где строится, да и инвесторов, готовых вкладывать деньги в возведение жилья, тем более в поселках, привлечь все сложнее.
Если нет ни ВОС, ни КОС
Кроме того, возможности нового строительства в большинстве населённых пунктов ограничены: ведь должны быть в наличии необходимые мощности водоснабжение и водоотведение, и другие составляющие. В 131-ФЗ в связи с возложенными на муниципальную власть полномочиями по жилищному обеспечению населения шесть раз используется понятие «создание условий» или «обеспечение условий» для жилищного строительства. Но как это сделать, если во многих населенных пунктах развалились водоочистные и канализационные сооружения, восстановление которых стоит несколько годовых бюджетов муниципалитетов?!
Для Ленинградской области в целом характерны проблемы с КОС (канализационно-очистные сооружения) и ВОС (водоочистные сооружения). Наверное, именно поэтому в Ленобласти была запущена областная программа «Чистая вода», благодаря чему муниципалитеты строят эти сооружения, при отсутствии которых прокуратура может запретить строительство нового жилого фонда. Так, к примеру, было в Каменногорске, где администрации удалось найти инвестора, готового строить жилье. Жилье Каменногорску крайне необходимо, последний жилой дом был построен в 1995 году. Но прокуратура запретила строительство из-за отсутствия КОС.
Очередь длиною в 40 лет
В Выборгском районе, как, наверное, во многих субъектах федерации, проблема продвижения очереди на жилье является одной из самых острых. Приобрести жилье самостоятельно население в массе своей не в силах: банки не выдают ипотеки под рядовые зарплаты, их интересуют только платежеспособные клиенты. Заработать на квартиру не реально. В Выборге в настоящее время на очереди стоит 754 семьи, очередь продвигается в основном за счет естественной убыли населения. Под первыми номерами в очереди значатся граждане, принятые на учет в 1970 году. За 2011 год на учет поставлено 13 семей (23 человека), предоставлено 114 жилых помещений.
В Выборге так же реализуются различные федеральные программы, позволяющие выборжанам получить субсидии на жилье. По долгосрочной целевой программе «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы» 2 семьи приобрели отдельные квартиры. На программе «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе молодежи на 2010-2011 годы» еще две семьи получили средства на приобретение жилья.
Кроме того, на территории МО «Город Выборг» действует Положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на приобретение жилья, утвержденное решением совета депутатов города Выборга в 2008 году. В рамках реализации этого документа в бюджете МО «Город Выборг» на 2011 год было предусмотрено 5 миллионов 266,8 тысяч рублей — на эти деньги пять выборгских семей смогли приобрести квартиры. Но это, все понимают — капля в море.
Что касается привлечения инвесторов, готовых строить жилье в Выборге, город ожидают большие проблемы. Уже сейчас Выборг страдает от недостатка воды. И если не будет увеличена мощность системы водоснабжения, соответственно, остановится строительство жилых домов.