Грибники и ягодники манкируют пункты приема дикоросов. На сдаче сезонных даров государству много не заработаешь, а сетевикам малые партии от лесников-индивидуалистов не нужны. Единственная надежда излишкам опять интернет.
На прошлой неделе губернатор Александр Дрозденко записал видео, как он сходил за грибами. Глава региона признается в любви к лисичкам, принимает капитуляцию белых, которые сдаются в плен колоннами без сопротивления, а также не советует есть мухоморы. «Грибалка» Дрозденко не преследует коммерческих целей. Он просто наслаждается тихой охотой и не планирует реализовывать собранное.
Однако если бы губернатор решил обратить содержимое своей корзины в банкноты, то проще всего ему было бы воспользоваться досками объявлений в интернете или посмотреть в сторону несанкционированной торговли. При этом на длинный рубль рассчитывать не приходится.
Сегодня официально сдать дикорастущие ягоды и грибы в Ленинградской области можно через систему приемно-заготовительных пунктов Леноблпотребсоюза. Таких точек в 47 регионе чуть больше сотни, а функционируют они на базе магазинов и столовых райпо. Однако сами организаторы приемки признаются, что совсем не ожидают наплыва грибников и ягодников. В разговоре с 47news председатель Леноблпотребсоюза Юрий Птушкин откровенно заявил, что на тех условиях, которые предлагают сегодня приемно-заготовительные пункты, сдавать лесную продукцию народ не желает. Но лучшего они предложить не могут.
Так, например, сегодня пик сбора брусники. Эта ягода принимается из расчета 50-70 рублей за килограмм, в то время как в местах стихийной торговли ее продают по 130-150 рублей. Приемка клюквы у населения еще не началась, но ценник планируется сделать такой же, как на бруснику. С грибами еще хуже. Лето выдалось совсем дождливым и неурожайным. Не сдают ни белые, ни красные, ни подберезовики.
Те ягоды и грибы, которые приносят на пункты, после обработки реализуются через магазины и заведения общепита райпо. На выходе цена превышает закупочную на 30%. По словам главы Леноблпотребсоюза, выйти с продукцией, полученной от одиноких любителей тихой охоты, к сетевикам на данный момент невозможно. У супер и гипермаркетов свои суперстандарты и гиперобъемы.
«Торговля требует стабильности, а мы ее пока дать не можем. В части грибов Ленинградская область не Владимирская, то есть не товарная. У нас год есть урожай, а год нет. Сетевикам же нужен объем, переработка, фасовка, а у нас и сушилок для грибов практически нет», — рассказал 47news Птушкин.
На местах, то есть в районных потребобществах, слова шефа о низких закупочных ценах и отсутствии ажиотажа в сдаче дикоросов подтвердили. «Клюкву будем брать партиями от 700 килограммов, но как правило местные ее не сдают. У нас болот мало. Везут из Лодейного Поля», — сообщили во Всеволожске. «Бруснику брали по 40 рублей за килограмм, клюкву, наверное, тоже по 40 брать будем. Готовы принять любой объем, хоть от одной ягодки», — проявили интерес к лесному богатству в Выборге. «Клюкву будем брать по 70 рублей, но только хорошую, нам «белоглазка» не нужна (незрелая ягода — прим. ред.). Берем от 10 килограмм, но хотелось бы, конечно, партию побольше. А свежие грибы нам не нужны, только сушеные. Свежие попробуйте в кафе сдать», — расставили приоритеты в Подпорожье. «Готовы взять картошку, морковку, свеклу. Грибы не берем. По клюкве ориентируйтесь на 100 рублей за кило, объемы обговорим», — заявили в Гатчине.
Представители крупных торговых сетей заявили, что брать грибы и ягоды от индивидуальных собирателей не готовы. Работают только со специализированными организациями. Как пояснил представитель группы компаний «Дикси» Владимир Русанов, сетевик работает по грибам и ягодам исключительно с крупными дистрибьюторами. Просто прийти и сдать найденное в лесу в магазин не получится.
«У нас объемы начинаются с 10 тонн, а сколько частник принесет — 20-30 килограмм. Плюс требования санитарии, сопроводительные документы. И работаем только с юрлицами. Но и грибы, и клюква нам интересны. Нам вообще интересен тот товар, который интересен нашему покупателю», — заявил Русанов.
Прийти в магазины X5 Retail (сети «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель») тоже не получится. Представитель X5 Олег Полетаев сообщил 47news, что грибы и ягоды на полках найти можно, но поступают они от крупных компаний с объемами, сертификатами и лицензиями. Планы-возможности начать работу с частниками в Х5 не раскрывают.
Закупкой дикорастущей ягоды у населения занимается средний бизнес. Именно от него продукция и поступает сетевикам. Как рассказал 47news руководитель такой компании с названием «Maxberries» Максим Удальцов, он готов брать у населения клюкву партиями начиная с «Газельки», то есть объем должен быть минимум 1,5 тонны. Дальше идет очистка и переработка продукта, а также разговор с сетями. У каждого свои требования.
При этом бизнесмен признается, что если грибник-индивидуалист захочет избавиться от набранных в лесу излишков по выгодной для себя цене, то он всегда может это сделать. И для этого совсем не обязательно стоять с лотками на трассах и у метро. В конце лета — начале осени доски объявлений пестрят сообщениями о готовности продать грибы и клюкву. Ягодой и грибами торгуют на самых разнообразных площадках от Avito до «ВКонтакте».
Предложения в интернете действительно выгодно отличаются от тех, что предлагают закупочные пункты Леноблпотребсоюза. Так, согласно сообщениям сервиса «Плодоовощная доска объявлений «Агробазар», килограмм свежей очищенной клюквы с болот Лодейного Поля, Подпорожья и Тихвина можно купить за 100 рублей, а бруснику за 130 рублей. Но партия должна быть за 100 килограмм. Белые грибы из Лодейного Поля, которые так хвалил губернатор Дрозденко в ролике про «грибалку», оптовики из интернета готовы взять по 1600 рублей за килограмм.
Чтобы оценить ситуацию, 47news прогулялся до Кузнечного рынка, который считается одним из топовых в Санкт-Петербурге. Цены на грибы и ягоды практически не отличаются друг от друга. И на самом рынке, и у его дверей ценник одинаковый. Белые грибы — 2000 рублей за килограмм, а клюква — 200 — 250 рублей в зависимости от калибра.