Кремация — как способ погребения. Оскорбление усопших или вклад в борьбу за экологию?


“Я не желаю, чтобы после моей кончины меня грызли черви!”, — категорически заявила пожилая, но весьма бодрая читательница, зашедшая на днях в редакцию с вопросом о том, запланировано ли в городе строительство крематория.

“На городское кладбище зайти страшно, — возмущается женщина, — мертвых в Выборге больше, чем живых! Кремация решила бы половину проблемы…”. Действительно, согласно закону “О погребении и похоронном деле” граждане имеют право распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, в том числе и при выборе способа его захоронения. Право есть — а крематория-то нет…

Однако вопрос о возможности его строительства в Выборгском районе не нов, в ноябре даже поднимался журналистами на пресс-конференции у главы администрации района Константина Патраева. Глава ответил исчерпывающе: в ближайшее время строительство крематория не предусматривается, хотя место под здание зарезервировано — на северо-востоке существующего кладбища в Верхнем Черкасове.

По поручению администрации МУ “Служба заказчика по ЖКХ” уже нашла проектную организацию, которая имеет типовой проект строительства такого сооружения для городов с населением до 1 миллиона человек, — ООО “Новосибирский крематорий”, официальный представитель производителей кремационного оборудования ТАБО-ЧС (Чехия) и “Ксин Ран” (Китай). Стоимость строительства, по словам Константина Патраева, составит порядка 40 миллионов рублей: проектирование — около 80 тысяч рублей, оборудование, в общем — больше 500 тысяч евро, да еще обучение персонала и т.д.. “Не знаю, сможем ли мы осилить это в 2009 году, в свете финансово-экономического кризиса, но понятно, что крематорий всё-таки необходим, хотя затраты окупятся не ранее, чем через 8-15 лет”, — сказал глава.

С такой позицией согласен руководитель ритуального бюро “Веста” Виталий Пономарев. По его словам, мест на городском кладбище нет давным-давно: с 1986 года на территории в Верхнем Черкасове захоронено около 40 тысяч человек. В 2000 году на эти цели было дополнительно выделено еще 6 га, но и они “кончились” уже к 2005 году. Приходится проявлять просто чудеса изобретательности, говорит Виталий Алексеевич, чтобы в похоронном деле не наступил коллапс. Ведь ежедневно в городе и районе в среднем умирают 3-4 человека. Сегодня решается вопрос о расширении кладбища в сторону Перова, но и это даст только временное облегчение. “Если бы через кремацию проходили хотя бы 20% останков, это сняло бы напряжение в этом вопросе”, — считает Виталий Пономарев.

К слову, в Санкт-Петербурге, при согласии родственников кремируется порядка 65% останков. Отложив пока в сторону вопрос о том, как соотносится такой способ захоронения с обычаями, традициями и верованиями, надо сказать, что кремация — экологически чистый способ захоронения, стоимость его значительно ниже, чем захоронение в землю, срок минерализации останков при кремации сокращается с 50 лет до одного часа, и территория для погребения требуется совсем небольшая. Несколько поколений родственников могут быть похоронены под одним памятником, на котором потомки просто дописывают имена и даты по мере необходимости. Экономятся площади, средства, облегчается индивидуальный уход за участками и труд работников городского кладбища в целом. Грамотно оформленный комплекс даже станет украшением, в отличие от традиционной картины на наших кладбищах: покосившиеся ограды и кресты, заросшие бурьяном, заваленные мусором брошенные могилы.

Что касается этической стороны вопроса, то, действительно, большинство религиозных учений крайне негативно относятся к кремации как способу захоронения: она запрещена в иудаизме, исламе и православии (хотя официального запрета РПЦ нет). Но дебаты в рядах православных христиан и священников на эту тему идут на просторах интернета очень активно. И можно утверждать, что единодушия все же нет: кто считает, что этот способ — кощунство, кто придерживается мнения, что важен не способ, простите, утилизации, а благоговение при свершении этого действа. Кто-то говорит, что тело должно оставаться в первоначальном виде (опять же, чтобы в день всеобщего воскресения выглядеть прилично), кто-то парирует статистикой огромного числа мучеников и страдальцев, сгоревших в огне за прошедшие две тысячи лет.

Например, публичная личность — диакон Андрей Кураев в статье “Оккультизм в Православии” пишет: “…Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии. Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…”.

Впрочем, все чаще прогрессивные представители той или иной конфессии выбирают кремацию, несмотря ни на какие догмы и уставы. Из прагматических соображений…

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий