Национальный проект о доступном жилье — буря в стакане воды?


Национальный проект о доступном жилье — буря в стакане воды?

В свете трагедии на ул. Железнодорожной, недавно потрясшей не только Выборг и Россию, но и весь мир, многие горожане задумались об улучшении своих жилищных условий. Хотя бы в плане поиска возможности переезда из старых домов в дома поновее, чей установленный срок эксплуатации закончится еще не скоро. Многие обратили свое внимание на национальный проект «Доступное и комфортное жилье…», в рамках которого в прошлом году были разработаны несколько областных программ, рассчитанных на удовлетворение потребностей в жилье самых разных слоев населения. Однако время идет, а дальше кукареканья об участии в проблемах налогоплательщиков дело не движется…

Казалось бы, что проще: если человек нуждается в жилье, он подбирает вариант, берет кредит, добавляет собственных средств, сколько может, и поселяется в новеньком, безопасном доме. Счастливы все — и новосел, и банковские структуры, предоставившие кредит (не бесплатно!), и застройщики, с успехом продавшие свой товар, и власти, выполнившие свою обязанность по решению социальных проблем. Система ипотечного кредитования для России в новинку, ее механизмы еще не до конца отработаны, большой популярностью у населения она не пользуется по многим причинам, в основе которых психологическая неготовность россиян к таким отношениям внутри социума. Но вот случилась беда, в результате которой погибли люди, а десятки остались бездомными. И многие задумались, что в стране, где более 90% жилого фонда приступили, так сказать, к отработке второго срока эксплуатации, надеяться на «авось пронесет» уже не приходится. Многие откинули страхи и решили прислушаться к государственным призывам массового вступления в систему ипотечного кредитования.

Но вот что получается. Как следует из аналитической справки контрольно-счетной палаты Ленобласти «Итоги исполнения бюджета Ленобласти за 1-е полугодие 2006 года», как в 1 квартале этого года, так и в 1-м полугодии региональная целевая программа «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в области на 2003-2012 годы» профинансирована не была. А целевая программа «Жилье для молодежи на 2002-2011 годы» профинансирована лишь на 5,5% от годовых плановых назначений.

В основу реализации приоритетного национального проекта о доступном жилье для граждан положено государственно-муниципально-частное партнерство. Партнерская роль государства сводится к двум пунктам. Во-первых, к поддержке инвестиционных муниципальных проектов по созданию условий для жилищного строительства по доступной стоимости для большинства населения. Во-вторых, к поддержке граждан в приобретении ими жилья. В этом случае поддержка предназначена для оплаты построенного жилья тем, кто принадлежит к льготным категориям: молодые семьи, инвалиды, бывшие военнослужащие, переселенцы с Крайнего Севера и т.д. В области таких нуждающихся около 28 тысяч семей. 30 тысяч человек проживают в домах аварийных (как на Железнодорожной, 11). Получить государственную поддержку на оплату нового жилья пожелали 359 семей, в том числе 10 семей, живущих в домах, признанных непригодными для жизни. Из них 115 семей пожелали воспользоваться РПЦ «Жилье для молодежи», 109 семей — РПЦ «Социальное развитие села», а не ипотечное кредитование согласились 135 семей. Однако областной бюджет на текущий год позволит оказать поддержку только 165 семьям — менее, чем половине желающих, хотя их число и так значительно меньше, чем предполагали разработчики целевых программ. Они-то думали, что молодых семей обратится не менее 1700, сельских семей — не менее 2300, а ипотекой захотят воспользоваться более 300 семей, что и было указано в программах.

При таком финансировании с реализацией целей в намеченные сроки (до 2010 года) никак не справиться. И даже удвоение финансирования не поможет. Впрочем, увеличение финансирования ведет к другой проблеме — необходимости увеличения строительства жилья, чтобы спрос не вел бы к дефициту жилья и росту его стоимости на первичном и вторичном рынках. Ведь именно из-за этого 2% семей, уже получивших согласие банка на долговременное ипотечное кредитование, вынуждены были отказаться от субсидии. Вдвое больше отказов среди молодежи…

Руководитель ГУ «Дирекция жилищных строительных программ Ленобласти» В. Кобзаренко перечисляет причины торможения. На муниципальном уровне это, во-первых, крайне плохая информированность граждан о предлагаемой государственной поддержке. Не знают люди, оказывается, что о помощи надо лишь попросить. Во-вторых, органами местного самоуправления не организована работа по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Больше того, имеются даже муниципальные решения о постановке на учет только после признания граждан малоимущими (!). Но такие граждане не имеют собственных средств и не смогут получить кредиты и, соответственно, не смогут участвовать в предлагаемой государством программе приобретения жилья на условиях софинансирования. Не развернута в соответствии с федеральными требованиями работа с населением по формированию муниципальных списков нуждающихся в жилье для предоставления этих списков на региональный уровень. Не занимаются органы местного самоуправления и разработкой и утверждением программ муниципальных поселений по созданию на своей территории условий для строительства жилья и обеспечения возможностей его приобретения для жителей села. А отсутствие муниципальной программы лишает поселение права участия в конкурсном отборе на получение государственной поддержки, как и отсутствие работы по формированию муниципальных инвестиционных проектов для коммунального обустройства земельных участков под жилищное строительство, по разработке проектов планировки таких территорий и т.д.

В общем, ни одно из условий правительства страны, необходимых для «раскачивания» национального проекта, муниципалитетами не выполнено. Выборг — не исключение. Впрочем, в некоторых муниципальных образованиях области и того хуже — исполнителям на местах почти не остается времени, чтобы разобраться с поставленной задачей по реализации проекта потому… что у них нет средств оперативной технической связи, половина квартала тратится на то, чтобы доставить сообщение «туда-обратно». В XXI веке живем, товарищи…

С проблемами же, тормозящими реализацию проекта о жилье, на областном уровне вообще, как говорится, тихий ужас. Среди них: отсутствие областных законов, отсутствие необходимых корректировок областного бюджета для обеспечения регионального софинансирования проекта, и даже то, что до сих пор не определен орган исполнительной власти области, который в соотвествии с федеральными требованиями будет устанавливать среднюю стоимость 1 кв. м общей площади жилья ежеквартально для сельской местности. Не занимается область оказанием методической помощи по формированию учета нуждающихся в жилье. Перечислять претензии можно долго, но все они характеризуют одну-единственную проблему, из-за которой национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» никогда не будет реализован: просто реализацией его никто не занимается!

Раззвонили, прокричали, горы бумаги испачкали, людей обнадежили, однако до сих пор, по прошествии почти года с начала действия национального проекта, ни региональные, ни муниципальные власти и палец о палец не ударили, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. При таком отношении надежды на приобретение доступного и комфортного жилья лишены даже те, кто от отчаяния согласен на кабальные условия ипотеки. В то же время, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков президентом РФ Владимиром Путиным был трижды награжден орденами с формулировкой «За большой вклад в социально-экономическое развитие области»…

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий