В апреле жители Цвелодубова сообщили старшему государственному инспектору Северо-Западного территориального управления «Госкомрыболовства» Александру Шачневу о том, что в результате искусственного изменения русла реки Великая прекратилась миграция рыб из Гладышевского озера в Нахимовское.
Вообще, ситуация выглядит следующим образом. В этих краях находится два уникальных водных объекта. Одно из них — озеро Гладышевское, имеющее статус государственного заказника. Это место нерестилища ценных пород рыб. Оно стало своеобразным испытательным полигоном для Северо-Западного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства.
Например, ученые выпускают в озеро молодь балтийского лосося, которая через речки Гладышевка и Черная «скатывается» в Финский залив. Нагуляв вес, взрослая рыба тем же путем возвращается в Гладышевское озеро для нереста. Это и есть миграционный путь лосося.
Второй водный объект – озеро Нахимовское. Это — одно из красивейших мест Карельского перешейка. Не случайно в советские времена здесь располагалась туристическая база, куда на отдых съезжались из разных уголков страны. Из Нахимовского берет свое начало речка Великая, впадающая в озеро Гладышевское. Тем самым увеличивается миграционный путь рыб из Финского залива, уходящих ежегодно на нерест во внутренние водоемы.
Эта естественная связь между озерами, существовавшая испокон веков, была нарушена при строительстве автомобильной трассы «Скандинавия» в ее старом исполнении. При сооружении моста через речку Великая ее русло заключили в две трубы большого диаметра. Предполагалось, что рыба по ним будет проходить из Гладышевского озера в Нахимовское и наоборот. Но не тут-то было. Рыба очень неохотно шла в трубы. К тому же при низком уровне воды, что часто случается, это вообще становилось невозможным.
Позже была проложена новая трасса «Скандинавии». Выше по течению Великой построили другой мост. На сей раз он отвечал всем требованиям гидротехнического сооружения. Под высокими опорами речка текла в своем прежнем русле. Однако проблемой оставался старый мост. Посмотрев в потолок, дорожники без согласования с природоохранными органами взялись за ее решение.
Вот что они сделали. И на снимке это хорошо видно. С одной стороны моста дорожное покрытие было разрушено и в обход прорыта некая «загогулина» для нового русла речки. В результате получилось еще хуже, чем было раньше.
С откосов в новое русло смывается грунт. Оно мелеет, а в изгибах заполнено древесными остатками. Кроме того, появилась серьезная опасность для владельцев транспортных средств. Сначала перед обрывом высыпали кучу земли, преградив тем самым дорогу. Но потом все убрали. И теперь с разгона свободно можно лететь вниз.
Но это для непосвященных. В основном же сюда приезжают люди знающие. А точнее сказать – браконьеры. Они оставляют возле моста свои машины и следуют по течению к устью Великой, где после распаления льда начинает нереститься щука. Здесь ее бьют острогами, ставят сети.
Побывав на месте, Александр Шачнев пришел к выводу, что необходимо восстановить прежнее русло реки. Для этого нужно срыть старый мост с его трубами, а «загогулину» перекрыть. Объем работ не так уж и велик. С этим предложением государственный инспектор обратился в Северо-Западное дорожное управлеиие. Мол, приезжайте, давайте вместе решим, как сделать лучше.
К сожалению, понимания у дорожных чиновников Александр Шачнев не нашел. Теперь придется включать другие рычаги, заводить административное дело на нарушителей природоохранного законодательства. Возможно, районные власти тоже проявят интерес к этой проблеме и примут участие в ее решении.