С 9 февраля отменен последний в сутки дизель-поезд Выборг-Светогорск, соответственно отменен и поздний вечерний дизель-поезд Светогорск — Выборг. Мотивируется отмена снижением пассажиропотока.
Что верно, то верно. И раньше, когда не было столь развитого автобусного сообщения между Светогорском и Выборгом, Выборгом и Каменногорском, последние дизель-поезда ходили почти пустыми, и разъездные кассиры-контролеры даже не утруждали себя поездкой до конечной станции, сходили в Каменногорске, чтобы, дождавшись встречного, вернуться на нем домой в Выборг.
Пик пассажиропотока этот железнодорожный маршрут испытывал, когда на смену физически и морально устаревшим дизель-поездам венгерского производства пришли общие вагоны межобластного сообщения, приспособленные к пригородным перевозкам на заводе в Белоруссии. Тогда в утренних поездах на Выборг пассажирам, входившим на станции Возрождение, уже не хватало сидячих мест, а на станции Гвардейское требовалось уже трамбоваться в проходах, чтобы кого-нибудь не оставить на станции.
Так было до поры до времени, пока железная дорога не довела стоимость проезда в пределах одной зоны до 12 рублей и проезд в дизель-поезде не стал стоить дороже поездки в автобусе.Сравните к тому же поездку в вагоне с распахнутыми и хлопающими дверями, с необходимостью самостоятельно поднимать площадку в тамбуре, при средней скорости не более 30 километров в час, с поездкой в мягком салоне скоростного автобуса, хорошо отапливаемого зимой и сносно вентилируемого летом. Автобусные предприятия-перевозчики быстро сориентировались в ситуации, двинули на маршруты численно увеличенный и комфортный подвижной состав.
Последний удар в успешной конкурентной борьбе автобуса с пригородным дизель-поездом нанесло введение единого социального проездного автобусного билета и решение продавать его не только региональным льготникам, но и всем проживающим на территории Ленобласти пенсионерам. Согласитесь, за 260 рублей люди получают право на поездки по большинству автобусных маршрутов в течение месяца. Этих денег не хватит даже на месячные поездки по “железке” до ближайшей станции.
Конечно, автобус изначально находится в более выгодном положении. Предприятию не надо тратиться на поддержание дороги в рабочем состоянии, содержать штат составителей, осмотрщиков, слесарей-вагонников, дежурных по станции и прочего необходимого люда. Но такова жизнь. В борьбе за пассажиропоток побеждает тот, кто возит быстрее, комфортнее и дешевле. Если на автобусных маршрутах стало настолько густо от машин, что автовокзал в Выборге уже испытывает дефицит перронов, то на железной дороге, где на пригородных перевозках задействованы дизель-поезда, мало что изменилось. В свое время поговорили о рельсовых автобусах как о транспорте, приспособленном к перевозкам на маршрутах с малым пассажиропотоком, но дальше разговоров дело не пошло.
… Правда, кое-что изменилось. Недавно довелось ждать поезда на станции Гвардейское, и полюбоваться свежеотремонтированным залом ожидания на вокзале. День был выходной и кроме меня никого в зале не было. Тут открылась дверь служебного помещения, и железнодорожная служащая с милицейскими нотками в голосе стала допрашивать, куда я еду и еду ли вообще, а не пришел стены разрисовывать. Понятное дело, от юных вандалов спасу нет. Но, наверное, можно было вести себя и поделикатнее. Тем более, что на юного вандала автор этих строк никак не тянул.