Сюрпризы банковского сервиса. Наверное, никто не будет спорить, что система потребительского кредитования — пусть и дорогостоящий, но все же один из удобных способов получить все и сразу. Правда, почти все знают, что в омуте искреннего радушия кредитных организаций зачастую кроются такие подводные камни, о которые если шею и не сломаешь, то шишку набьешь точно…
В начале лета одна из горожанок с помощью услуг “Альфа-Банка” приобрела некую вещь. Кредит оформили прямо на месте покупки.
Сумма кредита была небольшой, так что расплатилась покупательница быстро — месяца за 3-4. После положила кредитную карточку ОАО “Альфа-Банк” в стол и на время забыла о ней.
Спустя несколько месяцев ей позвонил некто, представившийся сотрудником “Альфа-Банка”, и напомнил о необходимости пополнения счета, так как после погашения кредита на счету оказался положительный баланс — около 4 рублей. Это случилось потому, что покупательница выплачивала долг через терминалы, где сумму перечислений необходимо немного округлять в большую сторону. Следовательно, открытый для покупки счет является действующим, его обслуживание платное, что-то около 300 рублей в год.
Озадаченная покупательница побежала в магазин, где полгода назад сотрудник банка открывал ей счет. Но ей там пояснили, что закрыть счет можно только в офисе банка, ближайший из которых находится в Санкт-Петербурге. Никаких дел с северной столицей наша героиня не имела, ездила туда крайне редко. Кроме того, женщина невольно возмутилась: ради закрытия счета с 4 рублями остатка надо истратить несколько сотен рублей на дорогу, плюс оформить однодневный отпуск за свой счет? Она еще раз с лупой в руках перечитала уведомление об индивидуальных условиях кредитования, выданных ей при совершении сделки, но не нашла там ни единого упоминания о том, что закрытие счета — ее проблема.
Мы попытались получить разъяснение непосредственно в “Альфа-Банке”, обратившись к оператору справочной службы, отправив запрос через сайт банка, а также связавшись с дополнительным офисом банка в Санкт-Петербурге. Но полученная информация запутала нас еще больше. Оператор пояснил, что, действительно, закрытие счета, если на нем положительный баланс, — обязанность, возложенная на клиента. Но проблему можно решить, если у сотрудников на местах есть такие полномочия. У сотрудников, работающих в г. Выборге, таких полномочий, к сожалению, нет. Надо ехать в Питер. Причем номеров телефонов питерского офиса оператор не дал — почему-то это тайна…
Представитель блока потребительского кредитования из санкт-петербургского офиса в телефонном разговоре пояснила нам, что оператор ошибается. После погашения кредита счет желательно закрыть, и получить деньги, что на нем остались. Но если нет возможности посетить офис лично, то ничего страшного — через год средства будут списаны, как невостребованные, а счет закрыт автоматически. Платить за обслуживание текущего счета не надо.
Еще через день в редакцию по электронной почте пришло письменное разъяснение ситуации, правда, мы так и не поняли, кто взялся ее разъяснять. Письмо подписано мило и без затей: “С уважением, Альфа-Банк”. Из него следует, что, если после выплаты кредита на счете нет положительного остатка, то счет закрывается автоматически. Если же остаток имеется, то клиенту необходимо обратиться в представительство банка, написать заявление на закрытие счета и сдать карту. Написать заявление на закрытие счета можно в отделении Банка по адресу: г. Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., 43/17.
Информация об этой особенности кредитования в “Альфа-банке” не только озаботила выборжан-клиентов банка, но и повеселила его конкурентов. Ни одна из кредитующих организаций, работающих в Выборге, по их признанию, не возлагает обязанность закрытия счета, открытого в рамках договора кредитования, на клиента, а после погашения кредита не требует денег за обслуживание счета. И уж, конечно, не гоняет своих клиентов за получением трех рублей в другой город. Наша последняя попытка получить-таки согласованную информацию в “Альфа-Банке” осталась без ответа. В ближайшее время мы переадресуем вопрос в Роспотребнадзор.