Наконец-то появилась некоторая определенность относительно того, когда и каким образом изменится система оплаты за домашний телефон.
Федеральная служба по тарифам РФ утвердила новые тарифы на услуги местной телефонной связи для всех филиалов ОАО «Северо-Западный Телеком», действующих на территории Ленинградской области. Нововведение вступит в силу с 1 февраля, так что у граждан есть некоторое время на размышление, а у связистов — на подготовку и обкатку системы тарификации.
ФСТ утвердила максимум
Как выбрать наиболее выгодный тарифный план — один из трех, которые будут предложены? Как разъяснили нам в пресс-службе «ОАО «СЗТ», утвержденная 14 ноября ФСТ стоимость услуг для населения — это предельные, максимальные параметры. Выше поднимать цену нельзя, но оператор связи волен предложить своим клиентам вариант подешевле. Так что окончательные расценки мы узнаем несколько позднее.
Скорее всего, уже с ноябрьскими квитанциями, которые разнесут в декабре, абоненты получат полную информацию о тарифных планах и бланки дополнительного соглашения с СЗТ, в котором абонент должен будет отметить выбранный им тариф и отправить оператору один экземпляр, оставив себе второй. Насколько известно, способ отправки еще не определен, возможно, в отделениях почтовой связи установят специальные ящики. А идеальный вариант для телефонистов — если граждане принесут бумагу непосредственно в ЦОК (центр обслуживания клиентов), постояв там, в неизбежной очереди.
В состав каждого тарифного плана (а их, как нам уже известно, три — безлимитный, комбинированный и «повременка») входит общая константа — ежемесячная плата за предоставление в пользование абонентской линии. ФСТ установила ее стоимость в размере 125 рублей. Цена одной минуты соединения — 25 копеек. При этом надо учитывать, что оператор будет вести поминутную тарификацию: если вы проговорили, положим, минуту и несколько секунд, платить придется все равно за две минуты
Вот как три тарифных плана будут выглядеть в цифрах.
Безлимитный тариф — 350 рублей, заплати эту сумму и говори сколько хочешь. Если сравнивать с нынешней абонентской платой, которая составляет у нас 242 рубля, получается, что у людей, выбравших этот тариф, расходы на телефон вырастут почти в полтора раза — на 44,6%.
Комбинированный тариф — заплатив 210 рублей, абонент может в течение месяца говорить за эти деньги ровно 333 минуты. А за каждую дополнительную минуту ему будет начисляться по 20 копеек. Предполагают, что именно этот тарифный план, рассчитанный на экономных абонентов, и окажется самым востребованным.
Тариф с повременной оплатой — основной платеж составляют 125 рублей (за пользование линией связи), к нему прибавляется стоимость самих разговоров из расчета 25 копеек за минуту. Если, к примеру, абонент в течение месяца разговаривал 100 минут, то, умножив 25 копеек на 100, прибавив 125 рублей, получим сумму платежа — 150 рублей. По отношению к нынешней абонентской плате выходит — на 33% дешевле. Но надо иметь ввиду, что в этом случае средняя продолжительность разговоров в день составит 3, 3 минуты. Старики с их мизерными пенсиями, люди, прикованные к постели, инвалиды по зрению окажутся перед трудным выбором: и рады бы сэкономить, но и средства общения с миром лишаться не хочется.
Первые «блины» тарификации
На мой взгляд, наибольшую опасность для населения таит сам процесс повременного учета телефонных разговоров, или тарификация местных соединений, как выражаются связисты. Осуществлять эту функцию будет биллинговая компания «Петер-Сервис», с которой у «СЗТ» заключен контракт. Насколько четко и надежно будет работать система учета звонков, кто гарантирует, что техника не будет сдавать сбоев? Пока, похоже, никто. И если принимать во внимание первые попытки тарификации, с которыми познакомили выборжан, можно заранее предсказать, что горя с повременкой мы еще хлебнем.
К примеру, автору этих строк на двух последних квитанциях ОАО «СЗТ» под рубрикой «Справочно» сообщили: в сентябре зафиксирован 1 разговор продолжительностью в 2 минуты, зато в октябре состоялось 402 разговора общей продолжительностью 4739 минут (или 78 часов!). Если предположить, что последняя цифра выведена уже после внедрения «повременки», заплатить за эту непомерную болтовню пришлось бы больше тысячи рублей.
Конечно, получив счета с такими астрономическими суммами, люди ринутся в сервисный центр на Мира, 6 — разбираться, и « хвосты» очередей вновь вылезут на улицу. Большой вопрос, как будут проходить подобные разборки, сверки и исправление ошибок. Я лично уже попыталась что-либо выяснить, предъявив квитанции со справочной информацией оператору центра обслуживания клиентов. Девушка добросовестно покопалась в базе данных и сказала, что ничего объяснить не может: мол, разговоры фиксируются автоматически, а автоматика — в Питере. При этом меня заверили, что волноваться не стоит, поскольку это всего лишь предварительные расчеты, и денег за это платить не надо.
Но разве трудно представить, что автоматика, которая в Питере, и дальше будет неправильно учитывать, и соответственно служба начислений, которая в Гатчине, будет присылать далекие от реальности счета? А сколькими возможными неприятностями чревата «повременка» для пользователей Интернета? И что же — выборгские сотрудники ОАО «СЗТ» будут на все наши вопросы отвечать: «Знать ничего не знаем…»? Стоит вспомнить, что особенность сервиса выборгских телефонистов состоит в том, что по телефону никакой справки, никакой информации вы не получите. Номер 3-30-25, указанный на квитанции, можно набирать до посинения. Так что, ежели что непонятно, — за ответом пожалуйте ножками!
Два прошедших месяца как раз и должны были продемонстрировать, как работает система тарификации, чтобы люди смогли сделать обдуманный выбор в пользу одного из тарифных планов, два из которых включают повременный учет. Однако первый опыт «повременки» отнюдь не внушает доверия.