Выборгский узел — важнейший в регионе


Говоря о значении и перспективах реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года в Северо-Западном регионе, вкладе Октябрьской железной дороги в его экономическое и социальное развитие, нельзя не рассказать о Выборгском железнодорожном узле, занимающим особое место в регионе.

Выборгское направление Октябрьской магистрали находится в границах Санкт-Петербургского отделения. Это, во многом уникальное, отделение расположено практически на трети главной железнодорожной трассы страны – линии Санкт— Петербург – Москва. На нем с давних пор в первую очередь отрабатывались передовые технологии, новая железнодорожная техника, методы организации труда.

Через его полигон ответственности проходит 9-й международный транспортный коридор. В его состав входит крупнейшая сортировочная станция европейской части России – Санкт-Петербург – сортировочный – Московский, и именно на нем реализуется и будет реализоваться в дальнейшем большая часть стратегических инвестиционных проектов.

Санкт – Петербургское отделение недавно отметило свое 15-летие. Оно образовано 01 апреля 1994 года на базе Ленинград – Московского и Ленинград – Финляндского отделений Октябрьской железной дороги и является одним из крупнейших на сети дорог Российской Федерации. Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги создано 01 апреля 1994 года и является одним из крупнейших на сети дорог Российской Федерации.

В состав отделения сегодня входят 2 локомотивных депо, 6 дистанций сигнализации и связи, 8 дистанций пути, 3 дистанции электроснабжения, 2 дистанции гражданских сооружений, 9 внеклассных станций, эксплуатационное вагонное депо Санкт-Петербург – Сортировочный — Московский.

По объему выполняемой работы Санкт-Петербургское отделение относится к первой категории и является погрузочным отделением. Достаточно сказать, что отделения обеспечивает третью часть от общих объемов погрузки Октябрьской дороги. В основном это – массовые грузы: инертно-строительные, нефтеналивные, лесные. В месяц отделение грузит более 3 млн. тонн грузов.

На полигоне ответственности НОД-3 (такова профессиональная аббревиатура отделения) находятся два пограничных железнодорожных перехода по станциям Бусловская и Светогорск. Экспортные и импортные грузы идут так же через два порта: Выбор и Высоцк. Эксплуатационная длина путей отделения – 1783 километра, а развернутая – 2450.

Чтобы подчеркнуть значимость Санкт-Петербургского отделения, необходимо отметить, что в его состав входит северная часть первой русской магистрали Петербург – Москва, указ о строительстве которой был объявлен 1 февраля 1842 года. Учитывая открытие движения по некоторым участкам строящейся железной дороги, 20 декабря 1849 года вышел приказ о создании особого Отделения. Таким образом, этот день стал днем рождения первого эксплуатационного отделения на железных дорогах России, приемником которого и является Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги.

Россия и Финляндия. Перспективы развития.

Выборгская железнодорожная линия – это, в первую очередь, международная линия — российско-финляндское сообщение.

Так, в 2008 году между Россией и Финляндией было перевезено более 432 тысяч человек. Прирост пассажиропотока в данном международном сообщении в 2008 году составил 8,4 % (в сравнении с 2007 г.).

Напомним, что между Россией и Финляндией в настоящее время курсируют 3 поезда дальнего сообщения: 32/31 Москва – Хельсинки «Лев Толстой», 33/34 Санкт-Петербург – Хельсинки «Репин» и 35/36 Санкт-Петербург – Хельсинки «Сибелиус». Рост пассажиропотока в них в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 1,9%, 16%, 5,4% соответственно.

По подсчетам специалистов к 2010 году объем перевозок пассажиров скоростными поездами на направлении Санкт-Петербург – Бусловская (Хельсинки) Октябрьской железной дороги достигнет 500 тысяч человек. В ближайшие несколько лет планируется рост пассажиропотока в 1,5 – 2 раза.

Договоренность об организации скоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией была достигнута в 2003 году на встрече президентов двух стран. Уже в 2004 году было разработано технико-экономическое обоснование проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская» со скоростью движения до 160 км/ч на всем протяжении магистрали и до 200 км/ч на отдельных участках.

Проект предполагает реконструкцию существующих путей под скоростное движение на участке Санкт-Петербург – Бусловская и вынос грузового движения на направление Санкт-Петербург – Ручьи – Лосево – Каменногорск – Выборг. Это позволит обеспечить потребности в железнодорожных перевозках не только строящихся и действующих портовых комплексов в северо-восточной части Финского залива — Высоцк, Приморск и Выборг — но и местных грузовладельцев, даст дополнительный импульс развитию производства на прилегающей территории.

Для организации скоростного движения создано совместное с финскими железнодорожниками предприятие «Karelian Trans LTD».

Конкурс на поставку поездов, которые будут развивать скорость до 220 км/ч, выиграла французская компания Alstom. К 2010 году начнется регулярное скоростное движение.

Для маршрута Санкт-Петербург – Хельсинки компания Alstom представила модель Pendolino, адаптированный для России вариант в 2008 году уже прошел испытания на российско-финской трассе. Компания произведет четыре скоростных электропоезда. Стоимость контракта составит 120 миллионов евро. Поставка поездов запланирована на 2009 год, а ввод в эксплуатацию – на конец 2010 года. Они будут курсировать на скоростном участке протяженностью 450 км, соединяющем Санкт-Петербург и Хельсинки. Время в пути составит 3 часа (в настоящее время путешествие занимает 5,5 часа).

Общее количество скоростных поездов, планируемых к обращению на участке Санкт-Петербург – Хельсинки к 2010 году, составит 4 пары в сутки. Для осуществления высокоскоростных пассажирских перевозок будут приобретены и запущены 2-х системные электропоезда с принудительным наклоном кузова. Планируется запустить 4 электропоезда из 7 вагонов (1 вагон для пассажиров бизнес-класса, 5 вагонов для пассажиров 2 класса и вагон-ресторан с изолированным помещением для курящих), которые будут иметь 300 пассажирских мест и максимальную скорость 200 и 220 км/ч (на российской и финской территории соответственно).

Как уже было отмечено, железнодорожники планируют сократить время следования по российской территории на 70-90 минут. Для дальнейшего сокращения времени в пути и ускорения поездов необходимо будет перевести все грузовые поезда с Выборгского направления на Приозерское. Для этого требуется построить железнодорожную ветку Каменногорск–Лосево.

В ответ финны должны сократить время следования на своей территории до двух часов. Уже в этом году финские железнодорожники пообещали завершить строительство участка Керава – Лахти (в обход Рийхимяки) протяженностью 74 км и стоимостью 331 млн. евро.

Сейчас железнодорожники также ведут переговоры с таможенными органами, чтобы организовать прохождение таможенного контроля пассажиров поезда Санкт-Петербург – Хельсинки прямо в идущем составе. Необходимо сказать, что подобных опытов у российских таможенников еще не было.

На участке Санкт-Петербург — Бусловская ведется большой комплекс работ для подготовки инфраструктуры с целью организации скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Работы по модернизации начались в 2007 году.

В настоящее время завершены строительно-монтажные работы на 33 платформах. На сегодняшний день ведется реконструкция 10 платформ на станциях: Лужайка, Пригородная, Лейпясуо, 117 км, Гаврилово, Шевелево, 63 км, Зеленогорск, Ушково, Рощино.

Кроме того, в 2009 году планируются работы по реконструкции платформ станций: Верхне-Черкасово, Лазаревка, 138км, Кравцово.

Выполнены большие работы по переустройству контактной сети, путевому развитию и искусственным сооружениям. Прокладывается автоблокировка АБТЦ, на станциях строится микропроцессорная электрическая централизация.

На линии планируется обустроить все 10 железнодорожных переездов: сделать их охраняемыми, смонтировать УЗП. Пешеходные настилы будут оснащены системами сигнализации и оповещения.

На модернизацию участка Санкт-Петербург – Бусловская в 2007 году было выделено 3,5 млрд. рублей, а в 2008 году – 9 млрд. рублей.

Общая стоимость проекта организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская – Госграница с выносом грузового движения на параллельные пути составляет 65 миллиардов рублей. Проект получил поддержку государства и 35% от стоимости или 21,5 млрд. рублей будут выделяться из средств федерального бюджета. За счет средств ОАО «РЖД» планируется провести реконструкцию линии Санкт-Петербург – Парголово – Выборг – Бусловская, строительство вторых путей (52 км) и электрификацию участков (97 км). За счет средств Инвестиционного фонда предлагается осуществить строительство новой (спрямляющей) двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Петяярви – Каменногорск протяженностью 64 км.

Следует также подчеркнуть, что в целом на программу развития высокоскоростного и скоростного транспорта до 2020 года ОАО «РЖД» выделит около 94 млрд. рублей. Причем, 21,23 млрд. рублей пойдут на модернизацию подвижного состава, а 72,41 млрд. рублей — на развитие инфраструктуры.

Новая грузовая ветка.

Как уже было сказано, для организации скоростного пассажирского движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки требуется вынос движения грузовых поездов с участка Парголово — Зеленогорск – Выборг, для чего планируется строительство новой двухпутной электрифицированной линии Лосево – Каменногорск протяженностью 68 км и реконструкция смежных с этой линией участков Ручьи – Лосево и Каменногорск – Выборг, а также участка Выборг – Приморск – Ермилово.

Руководством Ленинградской области проект строительства новой грузовой железнодорожной линия Лосево – Каменногорск согласован. ОАО «РЖД» до 2010 года инвестирует в строительство данной ветки 10 млрд. руб., из которых 65% планируется выделить из собственных средств Компании, а оставшиеся 35 % получить из Инвестиционного фонда РФ.

В прошедшем году строительство новой линии было также согласовано Межрегиональной комиссией Ленинградской области.

Ветка Лосево – Каменногорск Санкт-Петербургского отделения Октябрьской магистрали сможет пропускать около 40 млн. тонн грузов в год, с учетом пропускных способностей смежных участков, после их реконструкции.

Общие размеры грузового движения в итоге сложатся из 12 пар поездов в направлении порта Приморск, 15 пар – к распределительно-перегрузочному комплексу «Высоцк – Лукойл – II», 7 пар в порт Высоцк, 9 пар в направлении пограничного перехода Бусловская, 7 пар – в направлении пограничного перехода Светогорск и 4 пар – в направлении станции Хиитола.

В связи с тем, что проектирование и строительство линии Лосево – Каменногорск будет осуществляться с государственной инвестиционной поддержкой, окончательно генеральные подрядчики по проектированию и строительству будут определены по результатам будущих тендеров.

Вариант трассы железнодорожной линии Лосево – Каменногорск разработан проектным институтом ОАО «Ленгипротранс». Она пройдет в достаточном удалении от зданий и сооружений жилого, сельскохозяйственного, промышленного и иного назначения, тем самым движение на данном участке не создаст препятствий для работы предприятий и не нарушит покой проживающих и отдыхающих на этой территории граждан.

Напомним, что строительство железнодорожной линии Лосево – Каменногорск осуществляется в рамках проекта организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская». В 2008 году инвестиционной программой ОАО «РЖД» на проектно-изыскательские работы в рамках данного проекта будет затрачено 630 млн. руб., а в 2009 – 2010 годах в проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы в целом будет инвестировано 29, 8 млрд. руб.

Развитие погранпереходов

Реконструкция пограничных железнодорожных станций способствует увеличению их пропускной способности, что, в свою очередь, является приоритетной Федеральной задачей.

Так, в 2008 году была завершена реконструкция пограничной железнодорожной станции Светогорск Санкт-Петербургского отделения Октябрьской магистрали.

Реконструкция погранперехода велась с 2005 года. За это время в рамках проекта было освоено 382,93 миллиона рублей, из них в 2008 году – 29,280 миллионов рублей.

В период реконструкции станции были построены новый административно-бытовой корпус (АБК), помещение дежурного по станции (пост ЭЦ), досмотровый мост, ограждение, системы освещения, видеонаблюдения и пожаротушения, пешеходные дорожки в междупутьях. Завершены работы по укладке верхнего строения пути и стрелочных переводов, по монтажу 2-х модульных компрессорных станций, смонтирована модульная трансформаторная подстанция, выполнено благоустройство территории.

Завершающим этапом реконструкции международного пограничного перехода Светогорск стал ввод в эксплуатацию современных очистных сооружений. На выполнение этих работ было затрачено порядка 12 млн. рублей.

Помимо этого, на Санкт-Петербургском отделении Октябрьской железной дороги выполнены работы по реконструкции станции Бусловская с проектированием комплекса железнодорожных устройств, обеспечивающих нормальную эксплуатацию межгосударственных станций и пропуск поездов через государственную границу.

Также следует подчеркнуть, что акционирование 5 лет назад компании «Российские железные дороги» позволило привлекать внешние инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры. Первым опытом государственно-частного партнерства на Октябрьской дороге явилось сотрудничество ОАО «РЖД» и ОАО «РПК – Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» по проектированию и строительству железнодорожных подходов к станции Высоцк. Начиная с 2006 года, был выполнен комплекс работ, включающий в себя электрификацию и оснащение автоблокировкой перегонов, строительство тяговой подстанции, что позволило к настоящему времени обеспечить выполнение перевозок в адрес порта в объеме 12 млн.т. нефтепродуктов и 3,5 млн.т. угля. Это первый и самый значительный опыт партнерства дороги и капитала внешних инвесторов.

В ходе реконструкции пограничных станций выполнялись работы не только по усилению железнодорожной инфраструктуры, но также мероприятия для создания условий работы смежных структур – пограничных и таможенных органов, работников миграционного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля.

Сейчас наиболее значимыми для дальнейшего развития экспортно-импортных перевозок на Северо-Западе России являются пограничные станции с Финляндией: Светогорск, Вяртсиля и Кивиярви, которые необходимо продолжать реконструировать как современные технологичные межгосударственные таможенно-пограничные переходы. Значимость их подчеркивается перспективами пропуска контейнерных потоков и экспортных грузов российских предприятий.

Инвестиции в Северо-Запад

Из 11 субъектов РФ, в которых транспортное обслуживание осуществляет Октябрьская железная дорога, Ленинградская область занимает особое, значимое место. А Выборгский район – один из наиболее значимых в данном регионе.

Достаточно сказать, что 20% железнодорожных линий дороги расположены в Ленинградской области; предприятия области обеспечивают почти 40% объемов отправления грузов. В границах области дорога обеспечивает около 30% пассажирооборота. Но, пожалуй, одним из самых значительных факторов является стремительный темп социально-экономического развития области. Именно это и определяет объемы и темпы развития железнодорожной инфраструктуры, а также объемы инвестиций на реализацию проектов.

Так, в развитие Ленинградской области в 2008 году компанией ОАО «РЖД» инвестировано более 20 млрд. рублей. А одним из приоритетных проектов, реализуемых в регионе, в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, является проект организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская.

Предполагается, что в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г.» на реализацию инвестиционных проектов Северо-Западного региона будет направлено более 970 млрд. рублей и значительная их часть на первом этапе Стратегии до 2015 г.

Это означает, что Октябрьская железная дорога, а, следовательно, и субъекты РФ в Северо-Западном Федеральном округе будут интенсивно развиваться и в дальнейшем.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий