12 мая в «Выборгских ведомостях» был опубликован материал под заголовком «Не пройти лососю в озеро». Речь шла о том, что дорожники практически перекрыли миграционный путь рыбы в Нахимовское озеро.
В свое время через речку Великую, впадающую в этот уникальный водоем, они построили мост. А под ним уложили две трубы большого диаметра для протока воды. Предполагалось, что здесь будет проходить и рыба. Однако рыба в трубы шла очень неохотно. А при низком уровне воды, что случается довольно часто, это вообще становится невозможным. В результате Нахимовское озеро все меньше и меньше радовало рыбаков уловами.
Поняв, что сильно «нахимичили», дорожники в обход моста прорыли искусственное русло. Но получилось еще хуже. В протоку смывался грунт с разрушенного дорожного покрытия. Она мелела и засорялась в изгибах древесными остатками. Словом, и сюда рыба не пошла.
Здесь следует пояснить, что с одной стороны моста дорога была разрушена. Вообще, необходимость в ней отпала в связи со строительством новой автомобильной трассы «Скандинавия». Ниже по течению Великой был возведен мост с высокими опорами, под которыми река текла в своем естественном русле.
Так вот, на старом мосту перед обрывом в искусственную протоку дорожники поначалу высыпали кучу земли. Это для того, чтобы обезопасить автомобилистов, решивших прокатиться по былому маршруту Выборг – Ленинград. Но потом эту преграду убрали. И теперь с разгона свободно можно было лететь с обрыва вниз.
Надо же тому случиться, что не прошло и двух недель с момента публикации вышеназванного материала, как действительно в искусственную протоку «загремел» автомобиль. Выехавший по сигналу на место старший государственный инспектор Северо-Западного территориального управления «Госкомрыболовства» Александр Шачнев увидел в воде обгоревший «жигуленок» четвертой модели. Как он сюда попал, остается только гадать.
Александр Шачнев снял государственные номера машины, записал номер двигателя и отправил материал в городскую прокуратуру. На ту пору ситуацией на реке Великой и Нахимовском озере заинтересовались журналисты телеканала «Вести». «Наводкой» им послужила публикация в «Выборгских ведомостях».
Тележурналисты договорились с Александром Шачневым о поездке к злополучному мосту. К ним присоединились государственный инспектор Ленинградской области по охране природы Татьяна Дервина и сотрудники милиции.
Недавно репортаж с реки Великой был показан по пятому каналу. Теперь предстоит разбирательство по всем эпизодам этой истории. Милиции нужно выяснить факты, касающиеся автомобиля, и принять меры по безопасности движения на данном участке дороги. А у обоих природоохранных инспекторов голова болит о том, как вернуть Великой ее естественное русло. По их мнению, старый мост вместе с трубами надо срыть и сделать в этом месте укрепление берега, чтобы он не смывался паводками.
Однако сначала нужно найти хозяина моста, чтобы было, кому предъявить претензии. Татьяна Дервина сделала запрос в Северо-Западное управление автомобильных дорог. На днях пришел ответ. Руководство этого ведомства сообщило, что за ними закреплена на праве оперативного управления дорога федерального значения М-10 «Скандинавия». А кому принадлежит мост и кто должен следить за старой автомобильной трассой, им неведомо.
Вот такая загадка. Может, ее попробуют разгадать в городской прокуратуре, куда Александр Шачнев передал материалы не только о рухнувшем с моста автомобиле, но и о нарушении по данному эпизоду природоохранного законодательства. Не должно же все это остаться только поводом для разговоров. Необходимо принимать соответствующие меры.
Между тем на минувшей неделе сотрудники Северо-Западного научно-исследовательского института озерного и речного рыболовства провели зарыбление реки Гладышевки балтийским лососем. Более трех тысячей особей этой ценной рыбы двухлетнего возраста выпущено в водоем. Кстати, мальки ее выращиваются на Невском рыбозаводе, что находится возле Шлиссельбурга.
Потом через Гладышевку и речку Черную лосось «скатится» в Финский залив. Нагуляв вес на просторах Балтики, взрослая рыба вернется тем же путем на нерест в Гладышевское озеро. Однако в Нахимовское озеро, куда лосось испокон веков попадал по реке Великой, проход ему будет закрыт до тех пор, пока не решатся вышеназванные проблемы.
К сожалению, ситуация на реке Великой не единственная в своем роде в Выборгском районе. Александр Шачнев рассказал, что на этой старой автомобильной трассе, но уже ближе к Выборгу, в полутора километрах от поселка Стрельцово в такие же трубы заключена протока в озеро Глубокое.
В этих местах располагается Вуоксинская озерно-речная система. В нее входят знаменитые Раковые озера со статусом особо охраняемой территории. По этой системе протекает река Булатная, имеющая выход в Вуоксу. По ней из Ладожского озера в Глубокое попадают сиг, лещ, судак, ряпушка, лосось. Но это все больше остается в прошлом.
Еще лет 7-8 тому назад в Глубоком вылавливали полупудовых судаков. Здесь было даже организовано промысловое рыболовство. Но потом оно умерло по причине сокращения рыбных запасов. Об огромных судаках остались лишь воспоминания.
Причина всему этому: нарушение миграционного пути рыбы. Ее проходу мешают два моста с трубами, в которые обитатели водного царства идти не хотят. И тут тоже не найти хозяина этих гидротехнических сооружений. Жаль, нет сейчас Шерлока Холмса. Он бы все разведал…