При словах бизнес образование возникает много мыслей по поводу тех, кто его получает. Часто это богатые дети богатых родителей. Существует стереотип, что хорошее образование можно получить только за границей или только за большие деньги.
Часто с целью популяризации того или иного учебного заведения у выпускников различных школ с бизнес образованием берут интервью, чтобы узнать, получили ли они то, на что рассчитывали. Есть ли ощутимые качественные изменения в работе или количественные изменения в зарплате? Какие вершины покорены после обучения?
Из ответов вырисовывается картина, что российские компании не готовы дорого покупать сотрудников, имеющих степень MBA, в отличие от подхода иностранных коллег, которые считают такого сотрудника отличным приобретением в команду.
Вообще отношение к образованию у всех разное. Многие просто слепо идут на поводу у стереотипа, что получить бизнес образование нужно, это обязательный атрибут. С помощью него хочется стать ближе к небожителям из красивых высотных зданий, носить дорогой костюм и кейс, водить отличную машину. Есть, конечно, и большой процент тех, кто абсолютно точно знает, зачем он это образование получает, четко знает область его применения и даже имеет wish-list компаний-работодателей. Им образование дает возможность систематизировать знания, стать талантливым управленцем, добиться большего, преодолеть себя.
Кризис несколько сбавил ажиотаж и конкурс в такие заведения и в России и в Европе. Преподаватели все чаще стали отмечать, что группы очень разношерстные, разновозрастные и с разной мотивацией. Возможно, сказалось то, что мыльный пузырь деланной важности тех, кто стоял у руля крупных копаний, рухнул. И стало понятно, что все регалии и образование не помогли элите в решении сложных проблем и мировой финансовый кризис побороть удалось не всем.
В то же время, отказываться от образования никогда нельзя. Учиться нужно всегда, ведь если нет развития, то происходит заболачивание, человек погружается в рутину.
Идея образования в кризис очень правильная. Это очень умный шаг хотя бы потому, что кризис рано или поздно закончится, а когда экономика воспрянет, те, кто приобрел новые ценные знания, будут готовы к подъему намного лучше остальных.
Существуют сложности и подводные камни бизнес образования. Во-первых, это огромные финансовые затраты. Знание иностранного языка на высоком уровне обязательно, но не у всех оно есть и времени на изучение нет. Большой срок обучения, необходимость уехать в другую страну и прочее.
А что если нет цели работать в огромной корпорации, что если есть мечта создать свое дело, вывести на рынок новый продукт или услугу? Сделать это можно в своем городе. В этом поможет проект Юрия Мороза Школа Своего Дела (http://shsd.ru).
Проект позиционируется не как бизнес образование, а как практическое руководство к открытию своего дела, причем с нуля. Более того, бизнес рассматривается лишь как возможность через него познать себя и окружающих. Довольно необычный и даже провокационный подход. Тем не менее, материалы проекта (книга, рассылка, обучение) станут очень полезны не только новичкам, но и тем, кто в бизнесе давно.
Таким образом, образование нужно. Главное его правильно подобрать и сделать так, чтобы его результаты работали на вас и помогали совершать качественный скачок в жизни, работе, отношениях.
Маша Милавина