«ВВ» продолжают опрос на тему «выборгский стиль». Имеется в виду не обязательно архитектура, живопись, скульптура, а некое общее представление. Есть ли вообще такое понятие? Можно ли говорить о том, что стиль города, формировавшийся годами, если даже не столетиями, утерян безвозвратно? Сегодня своими размышлениями с читателями делится выборгский краевед и общественный деятель Дмитрий Семёнов.
Стиль города
Стиль Выборга всегда был в его естественности. Как и всё, что естественно, то есть имеет в себе природные или, если хотите, космические, универсальные соки, растёт, живёт и умирает естественно.
Можно даже сказать красиво. В природной естественности нет ничего некрасивого. Прекрасны даже такие, кажущиеся нам полярными вещи, как яркая юность и мудрая старость.
Если задуматься, по какой причине Замок, а впоследствии и город обосновался именно на этом месте, то ответ придёт сам собой. Это было естественно. Не в силах изменить природу человек, безусловно, выбрал для себя наиболее подходящее и естественное место. С тех пор город начал развиваться и жить по тем законам, которые определены, скажем, свыше.
Если отбросить всю патоку (законотворчество, военные притязания и прочее), то всё шло, да собственно и продолжает идти своим предначертанным путём. Вот здесь возникла площадь, а туда подходили корабли. С той башни удобно наблюдать за городом и морем, а эти луга — наиболее подходящие для выпаса скота.
Даже улицы города были узкими и кривыми, ведь человек только в мечтах идет прямыми и широкими дорогами.
Фундамент изначальной естественности, на котором построен Выборг, никуда не исчез. Несмотря даже на то, что человек засыпал здесь заливы, рубил скалы и прокладывал просторные улицы. Раньше естественность была фактически видна, но с течением времени она переродилась в мощное внутреннее чувство, в дух. Ни один местный строитель не мог и помыслить о том, чтобы нарушить фундамент.
Когда такое происходило, то есть когда в естественную сферу города начинали вписывать чуждые этой сфере элементы, то те, кто это хорошо чувствовал, невзирая на необходимость или значимость события, начинали бунтовать против подобных новшеств.
Так было, например, с библиотекой Аалто, построенной, как мы знаем, гениальным по человеческим меркам архитектором, но родившимся не в Выборге. Как противовес, вспомним, насколько трепетно относился, например, выборжанин Ульберг к тому, что он делал.
И это касается не только строительства. Строительство, как пример развития того или иного города приводят чаще всего, поскольку оно осязаемо. Это как книга и картинка. В первую надо вчитываться, чтобы понять. Картинка (не картина), как визуальный образ ясна сразу, хотя в книге может быть просто описана та же самая картинка.
Но вернемся к стилю города. Практически все города появились естественно, но не все города смогли сохранить этот дух. Если заменить слово естественный словом изначальный, то я бы определил стиль города, как естественно – изначальный. Именно это привлекает.
Именно это, как думается, привлекло Николаи создать естественный природный парк, именно это заставляло людей создавать в городе естественные для своего основания здания, улицы, сады, гавани.
Из естественности города само собой вытекает его многонациональность (в хорошем лесу полно совершенно разных животных, которые, кстати сказать, прекрасно сосуществуют вместе), гостеприимство, дружелюбие и открытость. Те качества, которые присущи не разграбленной изначальной природе.
Не раз острый стилус человеческого разума и рациональности проходился по Выборгу. Мы все это знаем и детализация или перечисление работы этого стилуса вызовет уныние и печаль. Но не может никакой указ, никакое действие разрушить ту изначальность, которую хранит Выборг.
В человеческом поведении есть много странных и необъяснимых факторов, которые, конечно, поддаются анализу, но не поддаются безусловному объяснению.