Стартовавший в 1993 году фестиваль «Окно в Европу» был создан как «кинематографический форум для тех, кто в этот экономически сложный период продолжает снимать кино». Это было интересное время, в котором фестиваль воспринимался как народный. Имя «Окно в Европу» в достаточной степени отражало и историю средневекового европейского Выборга, и его географическое положение, и цель фестиваля – российское кино как часть европейского культурного процесса.
Со временем фестиваль все больше превращался в некую кинематографическую тусовку, милую, но имеющую мало отношения к городу, а восприятие этого проекта выборжанами как-то поменялось.
Несмотря на то, что хорошее кино — частый гость «Окна в Европу», многие, и я среди них, перестали внимательно следить за жизнью фестиваля. Слишком много местечкового ажиотажа, слишком важными стали сэлфи с кинофигурами разного масштаба, слишком часто слышится экзальтированное: «Я Ленина известного режиссера видел!». И когда у первой областной новости на Яндексе заголовок «На фестивале в Выборге ждут Андрея Малахова», это как-то… Я знаю, что Малахов в каком-то там фильме играл, но все равно… Раньше в таких анонсах другие фамилии были.
Ушли в прошлое те времена, когда любимых режиссеров и актеров можно было запросто увидеть в кафе «Бриг» на улице Мира и запросто поболтать. Традиция утратилась. Как и гордость за свой город, который еще совсем недавно было не стыдно показывать именитым киногостям.
Среди этих гостей, так уж случилось, мне доводится встречать старых знакомых. Знакомых по той культурной жизни Ленинграда-Петербурга, рядом с которой мне удалось постоять в былые времена. То на «Окно в Европу» приезжает вечный президент ленинградского рок-клуба Николай Михайлов, то рок-клубовский же секретарь Оля Слободская. На выборгском фестивале показал свой фильм «Чапаев. Чапаев» Виктор Тихомиров – замечательный художник, в Выборге выставлявшийся, и интересный режиссер, в Выборге снимавший. Многие музыканты, художники, фотографы этого круга нашли свое место в современном кинематографе и мне всегда приятно видеть их в моем городе.
Но показывать им город, как я делал раньше, теперь совсем не хочется. Просто по той причине, что того города уже нет.
В этом году на «Окно в Европу» приехал Андрей «Вилли» Усов – выдающийся фотограф, хорошо знакомый любителям музыки по его работам оформления «подпольных» магнитоальбомов «Аквариума» и «Зоопарка», известным портретам питерских и московских рок-музыкантов. Вилли Усов снимал знаменитый выборгский рок-фестиваль 1983 года, был гостем закрытого уже клуба «Кочегарка».
Вилли заметный и замеченный мастер своего дела – в его багаже самая крупная персональная выставка в истории Центрального Выставочного Зала «Манеж» в Санкт-Петербурге, с «перестроечных» времен он экспонируется за рубежом, его работы вошли в собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки, Международного Центра фотографии им. Нисефора Ньепса (Франция), Циммерли Арт-Музея (Вашингтон), музеев городов Москвы и Санкт-Петербурга, в частные коллекции граждан США, Канады, Франции, Италии и Финляндии.
С 2000 Андрей Усов – художник-фотограф киностудии Ленфильм, в качестве какового и приехал на «Окно в Европу — 2016» в составе съемочной группы фильма «Тень», режиссера Дмитрия Светозарова. Оставляя за рамками этого текста сам фильм, скажу сразу, что съемочная группа мне понравилась открытым демократизмом – премьера фильма отмечалась не в пафосном ресторане, а на ступенечках не чужого Усову рок-клуба «Кочегарка», с нехитрыми закусками в виде домашних пирожков и соленых огурчиков. Отпраздновав таким образом, кинематографисты отправились на автобусе домой – в Петербург. Без экскурсий по Выборгу.
А на следующий день наблюдательный Андрей Усов прислал мне фото с названием «Окно в Европу» — прямую метафору того места, которое занимает город, принимающий фестиваль.