Возведённый некогда шведами, отстроенный финнами, разрушенный во время войны и отчасти восстановленный после, с древним средневековым замком, единственным в России, и морским фасадом, узкими улочками, лепниной на домах с широкими и светлыми парадными — признанная жемчужина Ленинградской области. Наш с вами любимый Выборг вот уже несколько десятилетий разрушается на глазах, в ожидании реконструкции, на которую, якобы, выделены миллиарды.
Историческую часть города, которая, собственно, и есть то самое ценное, часто сравнивают с Таллинном или одним из скандинавских городов, правда, сравнение это не в нашу, естественно, пользу из-за состояния домов, фасадов, дворов и дорог. Между тем, одним из способов сохранения исторических центров является запрет на автомобильное движение — так делают в Италии, Франции, Финляндии, Швеции, Прибалтике и т.д.
Год назад на встрече губернатора Александра Дрозденко с выборжанами (по поводу повышения тарифов и проблем ЖКХ) от жителей прозвучало предложение сделать Старый город пешеходным.
Плюсов в этом было бы немало, учитывая, что в планах сделать из Выборга город-музей. Ведь тогда туристы могли бы гулять по булыжным мостовым, где сейчас ездят машины, на тротуарах, возможно, появилось бы больше уличных музыкантов и художников, а также цветов и столиков кафе и ресторанов. Одним словом, в Старом городе царила бы творческая расслабленная атмосфера зоны отдыха, при этом фундаменты зданий не подвергались бы постоянной вибрации, возникающей от проезда автомобилей.
Губернатор, вероятно, проникся этой идеей и укрепился в ней, прогулявшись по Соборной улице в Гатчине, поскольку поставил задачу определиться с местами создания пешеходных зон во всех районных центрах региона к середине 2018 года. Очевидно, что приграничный Выборг должен быть первым, где такая территория появится.
На самом деле, если бы улица Крепостная с прилегающими к ней Подгорной, Водной Заставы и параллельно идущей Прогонной закрыли бы для проезда, навряд ли кто-нибудь сильно пострадал. Ведь рядом есть набережная 40-летия ВЛКСМ и Северный Вал, а с другой стороны — улицы Сторожевой башни и Выборгская, по которым, при желании, можно проехать в нужном направлении.
Безусловно, если здания не будут отремонтированы, не воссоздадут дом Говинга, не заместят чем-то разрушенный квартал и другие памятники архитектуры, составляющие исторический центр, нужного эффекта мы вряд ли достигнем, тем не менее, хотели бы вы, чтобы Старый город стал пешеходным?