Почему руководитель с многолетним опытом и авторитетом стал неугодным для вышестоящего начальства?
Самая обсуждаемая в городе новость — Светлана Александровна Абдуллина — больше не директор ГМ «Выборгский замок». Причем ушла с этого поста не по своей воле и намерена оспорить увольнение в судебном порядке.
То есть, насколько удалось выяснить, Музейное агентство (полное название Ленинградское областное государственное учреждение культуры «Музейное агентство), которому Государственный музей «Выборгский замок» подчиняется, решил сменить руководителя, обнаружив некие нарушения в его работе. Обвинения, объявленные причиной увольнения, выглядят просто абсурдными: отсутствие ограждения в тире лучников, происшедшее однажды за многолетнюю практику, и «незаконная коммерческая деятельность» некого учреждения на территории замка, договор на которую подписало само Музейное агентство.
Не вдаваясь в подробности разбирательства, которое, хочется верить, будет объективным, давайте посмотрим, что может и должен делать директор для музея, и чего он делать не может вовсе.
Светлану Абдуллину, работающую в музее с 1970 года, в Выборге знают все. Старожилы помнят ее радиопередачи, которые велись еженедельно на выборгском радио, привлекая внимание горожан к истории края. Полагаю, что ни одно из учреждений культуры на территории Выборга не провело такого количества разнообразных мероприятий, как Замок, превратившийся под многолетним руководством Абдуллиной в поликультурный центр. Выборжане довелось увидеть в музейных залах многочисленные выставки живописи, скульптуры, графики, предметов быта, искусства дизайна.
Замок многократно становился территорией самых интересных фестивалей — от лучших в Европе многотысячных рейвов до локальных праздников национальных культур. Джазовый фестиваль, почти два десятка лет радующий поклонников этой музыки, стал крупным культурным событием для всего Северо-Запада России. И история рыцарских турниров, ставших популярным реконструкторским мероприятием, началась именно у нас, на Замковом острове, при прямой поддержке директора музея. В Замке бывали кинопоказы и спортивные ристалища, рок-сессии и оперные постановки, танцевальные марафоны и конкурсы.
Отдельной, и не короткой, главой этого рассказа могло бы быть перечисление зародившихся здесь и ставших традиционными культурных начинаний и нововведений. Но все это время музей не просто предоставлял два гектара своей площади под эти интересные проекты — он генерировал и производил собственные. Мне постоянно приходится бывать на открытиях разных мероприятий, проходящих здесь. На вопрос к организаторам: «Почему вы выбрали для своей экспозиции именно Выборгский замок?», чаще всего отвечают: «Мы давно знакомы со Светланой Александровной. Это она пригласила». Такой ответ мы слышали и от известных художники, и от популярных музыкантов, от представителей дипломатических миссий. Понятное дело, без этих знакомств, основанных на взаимном уважении и общих культурных интересах, без личного участия Абдуллиной, Выборг не увидел бы многое из того, что имел счастье видеть.
Именно Светлана Александровна создала ту самую, привычную уже, ауру Замка — в нем поселились реконструкторские клубы, воссоздающие быт средневековья и музыканты известнейшей группы «Musica Radicum», трепетно и внимательно относящиеся к мировому музыкальному наследию. Заброшенные помещения замка обрели таким образом новую жизнь.
Без прав, с пустым карманом…
Чего не может директор музея? Платить деньги за что-либо! ГМ «Выборгский замок» никаких денег не имеет вовсе — всеми средствами распоряжается Музейное агентство. По моему глубокому убеждению, это учреждение из четырех арифметических действий оперирует лишь двумя — «отнимать» и «делить».
Что еще не входит в служебные обязанности и полномочия директора? Контролировать любые работы (реставрационные, в частности), их качество и расходование средств. Почти три года стояния Башни святого Олафа в полуразобранных строительных лесах — «заслуга» именно Музейного агентства. Для того, чтобы директора музея познакомили хотя бы с частью документов, понадобилось вмешательство прессы. Абдуллина тогда не скрывала своего возмущения и ходом реставрационных работ, и их безотчетностью. Реставрация велась без архитектурного и охранного надзора, подрядчик, не справившийся в итоге с работами, был выбран по невнятным признакам, вызывающим подозрение, а материалы прокурорской проверки свидетельствовали о нецелевом использовании средств. Всю юридическую ответственность за это должно бы нести агентство, но оно обладает значительной степенью влияния, позволяющей оставаться безнаказанным.
Еще один красноречивый эпизод: в апреле 2009 года обрушилась наружная опорная стена крепостного вала. Первичное предположение о роли грунтовых вод не подтвердилось — воды оказались вполне рукотворного происхождения. Замковый водопровод, не ремонтировавшийся никогда, протек, размыл кладку вала. Я сам видел пачку писем Светланы Абдуллиной в Музейное агентство, с просьбой выделить средства на ремонт, ответов на которые она не получила. Тогда она, волевым решением, наняла рабочих, и те вскрыли грунт для ремонта. Течь устранили.
Но! Вскрытие археологического грунта — серьезное преступление! Нужен целый ряд экспертиз и разрешений, на оплату которых у Музейного агентства не нашлось ни средств, ни желания получить таковые. А закон, выходит, нарушила Абдуллина. Закончилось тем, что Виктор Дмитриев, отвечающий за охрану памятников, и начальник археологической экспедиции Александр Сакса в свое свободное время, за пару дней, облазив с рулеткой место раскопа, составили бесплатно необходимые документы. Не нарушающий ничего директор дал бы замку спокойно разваливаться дальше.
На этом простом примере хорошо понятно, что поправить что-то нужно прежде всего в Музейном агентстве, да и в самой системе пользования историческими объектами.
Но, подчеркну особо, Замок — это не только архитектурный памятник, но и учреждение культуры, заметное, инициативное, активное, работающее. Поэтому было бы уместно распорядиться делами так — «кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево». Агентству, под обязательным общественным надзором, заняться физическим состоянием памятника, а культурную часть оставить за Светланой Абдуллиной, которая, по мнению горожан, вполне с этой частью работы справлялась.
Пока же, на уровне слухов, речь идет о том, что выборгские власти считают необходимым согласование с ними кандидатуры нового директора музея. Трудно угадать, боксер ли или футболист будут, по существующей традиции, предложены на эту должность Выборгом.
Музейное же агентство, опять же по слухам, воодушевленное продажей в Петербурге Новой Голландии, сетует на отсутствие крупного инвестора. Обычно, после таких плачей, следует распродажа по кускам и прочий «кабак», который становится визитной карточкой национальной культуры. При этом всякие охранные обязательства забываются, культурные интересы общества остаются за бортом, в чем нас уже убедила деятельность Музейного агентства на Замковом острове.
Похоже, что именно под такое использование замка Музейное агентство и расчищает себе путь, стремясь расстаться с неравнодушной к судьбе средневековой жемчужины Светланой Абдуллиной.
…Как бы одна из первоапрельских шуток нашей газеты, предрекавшая рестораны, сауны и вертолетные площадки в крытом чистой пластмассой замке, не стала пророческой…
Для нужд Музейного агентства потребовался автомобиль Ford Mondeo за 1,2 млн рублей. Сиденья в машине обязательно должны быть отделаны премиум кожей Windsor.
Как передает корреспондент 47News, государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейное агентство" объявило конкурс на поставку автомобиля для своих нужд.
Согласно технической документации, работникам культуры необходим Ford Mondeo стоимостью 1,2 млн рублей. В конкурсной документации оговаривается, что сидения салона должны быть отделаны премиум кожей Windsor, а задние стекла должны быть обязательно тонированы
http://47news.ru/articles/56697/
Это критерий умственных способностей. Удивляет молчание властей и жителей города. Насколько я знаю, у Абдуллиной ни элитных квартир, ни роскошных коттеджей нет и не было. Относительно захвата власти, пусть суд выносит свое решение. А предатели у всех народов и во все времена были изгоями.
Светлана Санна проложила себе дорогу самым решающим женским органом …………
Если и так, то что плохого, правильно и сделала, подобные "доверительные" отношения только способствуют процессу и показывают, что человек не закомплексован и обладает креативным — корпаративным мышлением, и ни у кого не сточилось и не истерлось, все довольны, не понимаю подобных обвинений, наоборот продвинутая тетка, готовая на многое ради карьеры, здоровый карьеризм всегда поощряется.
Мне вот не нравиться что все ветхое, разваливающееся, что в замке, что в парке Монрепо, а вот деньги дай, и не этих там 50 руб. жалко, а результат видеть хочется, которого все нет, перед туристами стыдно за развал и обдиралово, например посмотрите на Нарцис, а туда еще и экскурсии водят
Ну, а Коломойский, видать, переживает, что идиотское состязание бегом на башню (не помню, как называется) уже просто так — вась-вась — не проведешь 🙂
Но всё заканчивается. "Крышу" заменили, директор не удержался. но тов. Коломойский зря нервничает: не уровень выборгских "цапков". Хотя влезть могут…
Мне, лично, интересно про корысть: на "рыцарей" в замок билет 500-600р. Без учёта. Посетителей — 2-11 тыщ душ в день. Если ошибиться на 1000 посетителей — пол-ляма " в день и без налогов! Сотрудники в замке "академиев не кончали" — могли обсчитаться и поболее… Только на этом, без риска и пыли — пару лямов налички (а ещё можно госдотации пилить и спонсоров прокачивать), да кто ж такое отдаст!
Танцевальные же марафоны и рок-концерты в замке, пышным цветом расцветшие как раз при Абдуллиной, у меня такого восторга, как у тебя, не вызывают. Замок — это памятник архитектуры, наша гордость, а вовсе не сценическая площадка для гопников. Многократное одевание замка в леса тоже ничего, кроме стыда, у выборжан не вызывало. Так что Светлане спасибо за работу и хорошего отдыха.
Дополнение — договор не был вовремя продлен, вот и причина. Надуманная, конечно, но все же.
Мне не нравились действия Абдуллиной — она следовала принципу "Хочешь сделать хорошо — сделай сам". Но реализовывала его довольно коряво.
А нынешний руководитель — лоялистка музейного агентства, которая уже несколько лет примерялась к этой должности, докладывая наверх обо всех косяках работы Абдуллиной. Хотя, косяки не совсем косяки. Скорее — недоработки.
Кстати, Абдуллиной вроде предложили сохранение оклада и беспрепятственную научную деятельность в замке. Не захотела.