Гладко было на бумаге…
Что происходит с автобусами? Почему вместо нормальных машин на линию выходят «скотовозки» — холодные, некомфортабельные, с минимальным количеством сидячих мест? Зачем изменили расписание? Почему водители плохо знают маршрут, на замечания грубят, на остановках не останавливаются? Если расписание не соблюдается, зачем оно вообще нужно? И самое главное: для чего сменили перевозчика?
Эти вопросы в январе были, наверное, самыми популярными среди пользователей, если промониторить социальные сети Выборга и района. Действительно, ситуация с автобусами стала сферой особого внимания и для пассажиров, и для чиновников, и для средств массовой информации. В минувший вторник в эфире одного из федеральных каналов вышел сюжет о сложностях с организацией пассажирского обслуживания в Выборгском районе. Хотя и непосредственно в Выборге ситуация тоже не блестящая.
НАРОД ВОЗМУЩЁН
Как известно, с Нового года основным автобусным перевозчиком в Выборгском районе стало ООО «Виплайн». За ним закреплены все городские маршруты и большинство самых популярных пригородных направлений, за исключением Светогорска. Право на осуществление перевозок компания завоевала в честной борьбе, на электронных конкурсах, потеснив, в частности, коллег из ООО «Северо-Западные линии» (направления на Приморск, Советский и Высоцк) и ИП «Газиев» (Каменногорск). Но именно на этих маршрутах и случился громкий провал. Прежде всего – в Каменногорске.
Повторяться лишний раз не хочется, потому вот ссылка. Если пройти по ней, можно узнать о возмущении жителей Каменногорска (маршрут № 141). Бардак на этой линии, в-озникший после смены перевозчика, настолько переполнил чашу терпения местных жителей, что они организовали сбор подписей, письма во всевозможные инстанции и провели массовое собрание, на которое, к разочарованию каменногорцев, не пришла глава городской администрации Наталья Михайлова. Конечно, она и без того была в курсе дела, но предпринять вряд ли что могла. Если только донести пожелания земляков до сведения вышестоящей администрации Выборгского района, которая и приняла решение в пользу «Виплайна».
Вслед за каменногорцами недоумение выразили жители Советского, Приморска и близлежащих к ним населённых пунктов. Причины их раздражения не отличались от претензий пассажиров автобуса 141-го маршрута. Тесные, грязные, холодные автобусы с минимумом сидячих мест, неудобное расписание, которое к тому же и плохо соблюдается, отмена привычных рейсов. В результате – опоздания на работу, вынужденное пользование такси, простуды… В общем, чёрт побери!
Далее пришёл черёд чертыхаться жителям Выборга. А постоянные пользователи 12-го маршрута (Харитоново-Выборг- Харитоново) даже матерились, когда, отправляясь домой вечерним рейсом, обнаружили, что автобус совмещает сразу три маршрута (1, 6 и 12). Сначала заезжает в Выборгский посёлок, затем разворачивается и едет в Северный и, наконец, в Харитоново через Селезнёво.
На самых популярных городских маршрутах — №№ 13 и 14 – тоже порядка мало. Расписание у них не столь строгое, как у «девятки» или 1/6, так что пауза между рейсами может составить и полчаса, если не более. За это время можно доехать в Высоцк или Советский. Возможен другой вариант: к остановке один за другим приходят сразу две-три машины разных городских маршрутов. В результате они идут полупустыми, а потом снова наступает длительная пауза.
С расписанием, конечно, «напороли». Зачем вообще его поменяли, если имелся годами проверенный график движения? Позже, правда, вернулись к прежнему варианту на большинстве маршрутов, но гарантировать, что расписание будет выполняться безукоризненно, нельзя. Это подтверждают многочисленные отзывы в Сети.
ВЕРНИТЕ ТО, ЧТО БЫЛО!
Как уже говорилось, жители Каменногорска проявили удивительную для нынешних строгих времён непокорность и не постеснялись бить во все колокола. Каменногорцы не могли понять: почему проверенная временем (ИП «Газиев» обслуживало маршрут № 141 на протяжении 18 лет, а начинало предприятие с «Газелей») местная компания проиграла конкурс в пользу той, которая плохо справляется с обслуживанием?
— Теперь судьба ИП «Газиев» находится под большим вопросом, — рассказал информатор «ВВ». — Безусловно, проигрыш конкурса «Виплайну» больно ударил по экономическому положению предприятия. Сейчас там осталось около десятка водителей, руководство пытается найти им работу. Электронный конкурс был проигран исключительно по формальным основаниям, возможно, сказался небольшой опыт участия именно в подобном виде торгов. Если оценивать профессионализм шофёров, техническое состояние автобусов, стаж работы на этой линии – все эти параметры уж точно не хуже, если не лучше, нежели у победителя. Более того, ИП «Газиев» — один из немногих перевозчиков в регионе, чьи автобусы работают на газомоторном топливе — метане. Даже своя заправка у предприятия есть.
Нужно учесть, что обслуживание 141-го маршрута позволяло ИП практически за свой счёт направлять автобусы на местные линии: Бородинское, Пруды, Маслово, Зайцево. Прибыли эти направления не приносили, зато сейчас, насколько известно, районная администрация выделила «Виплайну» кругленькую сумму на работу по данным маршрутам. Предлагали эти линии и ИП «Газиев», но ведь это не только автобусы и водители. Нужно содержать штат механиков, медика, других специалистов. Стоит ли овчинка выделки?
Индивидуальное предприятие – не просто компания-перевозчик, это социальный спонсор города. Именно работа на маршруте Каменногорск-Выборг давала возможность предприятию финансово помогать городским спортивным секциям, школе, совету ветеранов. Откровенно скажу: если бы чиновники думали о людях, конкурс выиграло бы ИП, — говорит собеседник «ВВ».
Несомненно, каменногорцы готовы проголосовать за возвращение старого, доброго перевозчика, но решать не им. Теоретически администрация Выборгского района, как заказчик, имеет право разорвать контракт с исполнителем, но сомнительно, что это произойдёт. Не для того же заключали договор, чтобы его расторгнуть?!
ОБЕЩАНИЯМИ СЫТ НЕ БУДЕШЬ
Постоянные пассажиры каменногорской линии рассказывают истории одна другой веселее. Водители путаются с остановками, направлением движения, не отличаются корректностью поведения. Последний грех им можно простить, учитывая, что шофёров не хватает, и те, что есть, работают на износ. Сами они говорят, что их перекидывают с маршрута на маршрут, словно карты в колоде тасуют. Как анекдот, вспоминают случай, когда по 141-му маршруту шёл автобус № 135. Шофёр в спешке просто не успел поменять табличку. Об опыте пассажирских перевозок у тех, кто садится за руль автобусов, лучше не говорить. Водителей со стажем, который можно назвать если не солидным, то хотя бы достаточным, немного.
Экстраординарная ситуация с организацией движения на 141-м маршруте невольно сказалась и на транспортном интересе жителей Выборга. Якобы автобусы с городских маршрутов, вероятно, вместе с водителями, спешно перебрасывали на каменногорскую линию, а по Выборгу пускали маловместительные «пазики», которые, лучше использовать где-нибудь на сельской линии. Недовольны были и каменногорцы, жаловавшиеся на малое количество мест для сидения, и выборжане, теснившиеся в малокомфортабельных автобусиках, которые к тому же ходили спорадически.
Выборгская администрация обещает, что ситуация будет разрешена, даже рабочая группа для этого создана. Но одного желания мало. «Виплайну» нужно, во-первых, покупать новые автобусы, а не продолжать использовать «скотовозки». Во-вторых, необходимо расширять штат водителей, что осуществить наверняка сложнее. Складывается впечатление, что отсутствие конкуренции на руку только самому монополисту. Но тогда нужно было основательно подготовиться, чтобы не попасть впросак.
"Если вы думаете, что будни чиновника средней руки серые и скучные, то ошибаетесь! Утром — взятки и откаты, вечером — обыски и задержания.
Похоже на сюжет голливудского фильма про мафию, но это просто день из жизни бывшего депутата-единоросса, за которым пришёл Следственный комитет! …"
https://shtab.navalny.com/hq/sankt-peterburg/3444/
https://www.youtube.com/watch?v=V9I_C2wD05c&feature=youtu.be