Пора вспомнить клятву Гиппократа!

В наше невеселое время, когда медицина от своей миссии спасения человеческих жизней все быстрее движется к статусу платой услуги, огромное значение имеет взгляд самих медиков на сегодняшнее состояние этой системы знаний и практических мер.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова констатирует: из 10 публикаций в СМИ на тему медицинской помощи 7 негативных и 3 нейтральных, а положительных нет. Причиной тому не только техническая отсталость отрасли, не только неразумная государственная политика монетизации гуманизма, но, в значительной степени, и сами врачи. У многих из них низкий уровень квалификации и, что не менее важно, еще более низкий уровень ответственности и нравственных качеств, в чем меня убеждает собственный печальный опыт.

И если наличие современных технологий и медицинская политика мало зависят от рядовых медиков, то знания и мораль являются прямым их предназначением и обязанностью, предначертанными клятвой Гиппократа.

Наш земляк, Александр Васильевич Николаев, в прошлом старший врач скорой помощи, предлагает коллегам начать перемены к лучшему с себя — вот что он пишет в своем обращении к коллегам:

«8 лет назад я предложил нескольким своим коллегам взять под личный патронат молодого человека, желающего стать врачом, чтобы помочь ему с выбором профессии и специальности, плодотворней учиться в институте и, самое главное, вернуться грамотным и ответственным специалистом в родной город! Нельзя сказать, что коллеги активно поддержали мою идею. Зато ее принял ученик 9-го класса Роман Догот. Он мечтал стать медиком и стал им, пойдя учиться по целевому направлению отдела здравоохранения администрации Выборгского района. Таких направленцев было несколько, а вот вернулся в родной город по окончании института, выполнил условия договора, он один. Остальные предпочли договор не соблюдать. Они просто использовали данный им шанс на преимущество при поступлении и наплевали на свои обязательства.

Коллеги, а что если последовать моему примеру? Взять под опеку желающего стать врачом, помочь понять ему, правильный ли он сделал выбор, помогать ему в годы обучения, передавая и свои собственные знания, и привести его на рабочее место в родном городе! Медицина — сфера нравственная, в таком содружестве поколений не только знания передаются, но и формируется нравственная личность, поскольку эти самые поколения связаны обязательствами и чувством долга. Нам нужны грамотные нравственные специалисты, настоящие патриоты!»

Идеологию своего наставника поддержал Роман Анатольевич Догот, теперь врач-интерн скорой помощи:

«Современное здравоохранение РФ ощущает самый настоящий дефицит кадров. Ни высокотехнологичных новшеств или решений, а именно — кадров. Подобная ситуация была, когда я мечтал стать доктором; такая же ситуация сейчас, когда я им практически стал и, что самое страшное — подобная ситуация сохранится в будущем. Можно увеличивать набор в вузы, повышать зарплаты, обещать золотые горы, но качество оказания медицинской помощи эти мероприятия вряд ли повысят. Мне повезло, что на моем жизненном пути оказался человек, прививший мне любовь к медицине как высочайшему искусству, контролировавший каждый мой шаг на пути к освоению этой профессии, доказавший, что доктор — персона исключительных нравственных качеств. Несмотря на полученное мной целевое направление, контроль над моей успеваемостью не осуществлялся, но он мне и не нужен был. Я всегда знал, что есть человек, которого я не должен огорчить как своими оценками, так и поступками.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что медицинские кадры необходимо не готовить, формировать, а именно — воспитывать, причем воспитывать в лучшем духе врачебных династий с определенными обязательствами и социальным положением в обществе.»

Оба врача не только рассуждают о пользе наставничества, но и имеют ответы на извечный вопрос: «Что делать?», на этот раз адресованный отечественной медицине:

1. Искать таланты и возродить наставничество.

2. Доктор должен вызывать доверие у своих пациентов, его дОлжно уважать за его профессиональные знания. Но насколько доктор профессионален, люди могут объективно судить не только на основе личных впечатлений, но и независимой объективной оценки. Мы предлагаем добровольную ежегодную открытую аттестацию профессиональной подготовки. В ходе этой процедуры аттестуемый должен в присутствии коллег и пациентов ответить на 250 стандартизованных вопросов, отобранных случайным образом из общего количества не менее чем в 2000. Ответил правильно на 70% — 84% вопросов — показал хорошие знания, на 85% — 100% — отличные. Видеозапись аттестации должна быть размещена в интернете. И эти наглядные сведения о квалификации должны быть открыты для потенциальных пациентов!

Первую такую аттестацию, по специальности «Скорая медицинская помощь», изъявил желание пройти в середине ноября 2014 года сам соавтор концепции, Роман Догот. К тому времени он закончит интернатуру и полагает необходимым для себя войти в профессию, начав именно с отчета о приобретенных знаниях перед пациентами и своим наставником.

К высказанному врачами предложению я добавил бы обязательную для всех медицинских учреждений «книгу жалоб», размещенную на их интернет-ресурсах, и обязательную для прочтения руководителями служб. Такая «книга жалоб» должна позволить пациенту осуществлять выбор врача как по результатам предложенного докторами Николаевым и Доготом тестирования, так и по личным впечатлениям больных о результативности лечения и моральных качествах врача.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий