С 1 сентября 2012 года в жилищно-коммунальной сфере — большие изменения: именно с этой даты вступили в силу многочисленные поправки федерального законодательства, новые правила предоставления коммунальных услуг и постановления федерального и областного уровня с рекомендациями об их применении. Но просто в сфере ЖКХ ничего не бывает. Пока, несмотря на множество нормативных документов, вопросов больше, чем ответов. Потому в Выборгском районе нововведения запаздывают — с 1 сентября никаких существенных изменений не произошло.
Тариф останется прежним
Наверное, самое значимое для выборжан новшество: новые правила позволяют платить за коммунальные услуги не управляющей компании, а непосредственно их поставщикам — «Выборгтеплоэнерго» и «Выборгскому Водоканалу». Не меняя форму правления домом. УК не вправе препятствовать решению граждан и по-прежнему будет нести ответственность за надлежащее предоставление коммунальных услуг. Об этом в нашей газете уже упоминалось в недавней публикации «С бюджетом разобрались и мэрию укрепили» («ВВ» № 68 от 7 сентября), в которой рассказывалось, как эту новость восприняли городские депутаты. Но все оказалось не таким простым, как представлялось поначалу. Решение собственников должно быть оформлено в письменном виде (ст.161-164ЖКРФ). Потому, чтобы выполнить требование законодательства, надо провести общее собрание жильцов дома, зафиксировать решение протоколом, поставить в известность управляющую компанию. И правильно оформить необходимые документы. Как видим, дело хлопотное. Но для выборжан — выгодное. Потому что тарифы «Выборгтеплоэнерго» и «Выборгского Водоканала» ниже, чем начисляет УК по ЖКХ.
Однако, как выясняется, хлопотать пока рано. Новая форма оплаты не избавит выборжан от тарифа, установленного для УК по ЖКХ. Это разъяснили «ВВ» в центре начисления платежей, подтвердило руководство Управляющей компании. Поскольку ресурсоснабжающей организацией по Выборгскому району является УК по ЖКХ и платить придется по тарифу, установленному для населения всего района, то есть горожане ничего не выиграют. Для чего тогда огород городить?
Но не исключено, что ситуация изменится к концу текущего года. Дело в том, что до конца года муниципалитеты должны разработать схемы теплоснабжения. При подготовке этой документации необходимо определить единую теплоснабжающую организацию. Критерии, по которым она определяется, прописаны в правилах организации теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 808 от 8 августа 2012 года. УК по ЖКХ ни по одному пункту не соответствует статусу ресурсоснабжающей организации в Выборге. На территориях, где проживает менее 500 тысяч человек, право принятия решения закреплено за местной властью.
Можно предположить, что конфликтной ситуации не избежать. Ведь если жители Выборга не получат права платить меньше, то законодательная инициатива явно теряет смысл. Кто будет хлопотать о прямых платежах, если тариф не изменится? А если УК по ЖКХ, образно выражаясь, отпустит выборжан на волю, то рушится система и принципы действующего в районе единого тарифа на тепло и ГВС, при котором непомерно высокая плата за содержание допотопных котельных, работающих на угле и мазуте, выравнивается за счет тех, кто переплачивает. Освобождение выборжан от этой «дани» повлечет повышение тарифа для жителей района.
Оплата по факту — пока под вопросом
Еще одно новшество: платить за отопление по факту, а не в течение года. Как рассказал гендиректор УК по ЖКХ Андрей Виленкин, управляющая компания пока эту норму не вводит. Этот вопрос еще только рассматривается. Его целесообразность вызывает большие сомнения. У некоторых граждан размер оплаты в отопительный период возрастет в два раза. Не исключено, что в таком случае общий уровень платежей населения заметно снизится. Посмотреть, какими будут платежи за тепло у жителей Выборгского района, обслуживаемых УК по ЖКХ, можно в материале «Питер не будет платить за отопление летом», опубликованном в №64 нашей газеты.
http://vyborg-press.ru/pblogs/gilkomservis/2012/08/24/piter_ne_budet_platit___za_otoplenie_letom
И еще: при оплате услуг теплоснабжения по факту, во-первых, в зимнее время возрастет количество семей, у которых стоимость ЖКУ превысит 22% семейного дохода, и значит, им придется оформлять субсидии. Потому, что именно на зимние месяцы приходится самый большой расход теплоресурса. Зато летом льготные категории не получат компенсации расходов на оплату тепла: нет услуги — нет и возмещения. Словом, предстоит ломка устоявшейся практики.
Андрей Виленкин, отвечая на наш вопрос, сказал, что решением местного совета депутатов невозможно изменить действующую систему платежей за коммунальные услуги. Пока нет новых нормативных документов, разъясняющих, как именно производить расчеты оплаты по факту, внедрить новшество нельзя. Все методические рекомендации должна разработать область, определить нормативы на отопительный период, утвердить тариф.
Кстати, о нормативах. Область их разработала. На основании постановления Правительства от 28 марта 2012 года № 258 с 1 июля действует новая редакция Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Нормативы повышены. Законотворцы, разъясняя такое нововведение, говорят, что надо стимулировать население на установку счетчиков. Стимуляция, как видим, направлена на то, чтобы до всех дошло, что выгоднее потратить свои кровные на установку приборов учета, чем ежемесячно оплачивать драконовские нормативы.
Хорошо хоть, что время еще есть: правительство РФ постановлением №857 от 27 августа 2012 года, которое тоже вступило в силу с 1 сентября, разрешило пользоваться старыми нормативами до конца года и не переходить на оплату тепла по факту. То есть можно успеть установить счетчики и избежать переплаты по новым нормативам.