Выборгский «гордиев узел» можно разрубить федеральным законом. На прошлой неделе российские СМИ сообщили о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами 23 октября призвал продвигать законопроект о прямых договорах между потребителями и ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ.
Это можно считать хорошей новостью, несмотря на то, что эта тема обсуждается достаточно активно два года, как минимум. «Почему, собственно, нельзя эти деньги напрямую перечислить ресурсоснабжающим организациям?» – спрашивал вице-премьеров Дмитрий Медведев через год после того как Минстрой согласовал законопроект, призванный ликвидировать недобросовестных посредников между населением и энергетиками.
«Долги за ЖКХ, общая сумма которых по России достигла 1 триллиона рублей, в основном скапливаются на счетах фирм-посредников, зачастую аффилированных с местными властями. Такие компании банкротятся, на их месте создаются другие, а миллионные долги остаются, что не позволяет энергетикам ремонтировать и обновлять мощности, — писала Газета.ру в марте 2016 года. Сообщалось, что документ прошел согласования в Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС и Минюсте.
В законопроекте говорится о механизме перехода ресурсоснабжающей организации на прямые расчеты с населением за коммунальные ресурсы, чтобы поставщики могли бы принимать платежи от населения в обход управляющих компаний. То есть плата за коммуналку шла бы на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ.
Напомним, примерно в этом состояло одно из предложений Ассоциации ТСЖ и УО на встрече с главой администрации Выборгского района. «Компромисс не прошёл», называлась публикация на сайте «ВВ» от 13 октября.
Некоторые СМИ процитировали заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, сказанные тогда же, 23 октября, что управляющие компании в случае принятия закона «не смогут даже прикасаться» к деньгам населения. Что касается выборгских ТСЖ и УО, которых выставляют «злостными неплательщиками», они и не хотели бы прикасаться. Причины этого хорошо объяснила в недавнем интервью РБК Светлана Разворотнева, исполнительный директор московского НП «ЖКХ контроль»: «Благодаря нашему славному законодательству все УО являются недобросовестными. У них нет ни сбытовых скидок, ни надбавок, то есть всё, что они собрали, они должны в полном объеме перечислить коммунальным предприятиям. Но собирают они не 100%, есть долг около 5%. Из каких денег они должны покрывать этот долг? Либо они снимают со статьи «содержание и текущий ремонт» и обманывают тем самым собственников, не делают какие-то работы, либо сознательно идут на банкротство».
Переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией был бы в интересах ТСЖ и УО Выборга, поскольку тогда неплатежи населения стали бы проблемой этой РСО, а не легли бы долговым бременем на эти ТСЖ и УО. А теперь это одна из основных причин ситуации с неплатежами товариществ и малых управляющих организаций.
Одним словом, сейчас сложилась такая ситуация: УК по ЖКХ как ресурсоснабжающая организация требует заключения с ней договоров. Если представить, что все ТСЖ и УО на это пойдут, они будут вынуждены платить по выставленным счетам, снимая деньги, в том числе, со статьи «содержание жилья», поскольку неплательщики, статистические 5 процентов, есть везде. Понятно, что это невыгодно ТСЖ и УО и выгодно УК по ЖКХ, которая не хотела бы иметь дело с гражданами-должниками, а предпочла бы получать плату за тепло полностью.
Сейчас, в рамках действующего законодательства, прямые расчёты между потребителями и ресурсоснабжающей организацией тоже возможны, на основании постановления правительства № 354. Если договор с УО или ТСЖ не заключен, то исполнителем услуг является РСО, которая выставляет квитанции жителям без договора. В Жилищном кодексе говорится, что собственники (как в отсутствие, так и при наличии договора между РСО и управляющими компаниями) могут принять решение о том, что напрямую платят ресурсникам, для этого нужно провести собрание и направить протоколы в адрес РСО, и тогда она будет собирать платежи за тепло и горячую воду. В таком случае управляющие компании и ТСЖ выпадают из этой цепочки – как вариант, это устроило бы Ассоциацию ТСЖ и УО Выборга.
А по закону, который сейчас обсуждается, ни собрания, ни протоколы не потребуются, УО и ТСЖ, по словам Козака, не будут иметь права «даже прикасаться к деньгам населения». Как говорят члены Ассоциации ТСЖ и УО, раз уж в Выборге сложилась такая ситуация, а на самом верху обсуждается закон, который разрубил бы «гордиев узел» – почему бы администрации не оказаться тут «впереди планеты всей»? Показать, что мы к этому пришли, на своём горьком опыте, и предложить правительству Выборгский район в качестве экспериментальной площадки для реализации закона, основная цель которого – снижение задолженности перед производителями тепла.