В программе, которая взяла старт, остается немало темных мест
С 1 июля граждане России, в том числе и жители Выборга, должны начать вносить плату за капительный ремонт. Это многократно муссировалось в СМИ, со ссылками на законодательство и чиновников. Но вот уж июль, а ясности до сих пор нет.
В квитанциях — пока пустые строчки
В квитанциях ОАО «УК по ЖКХ» строчка «капремонт» появилась, но, как выяснилось, с июля никаких изменений не планируется. Об этом «ВВ» сообщила начальник отдела начисления платежей Эльвира Романенко. УК по ЖКХ не будет начислять плату за капремонт, суммы будут выставляться на отдельных квитанциях. Счетами будет заниматься сам региональный оператор: производить начисления, печатать квитанции и направлять их для распространения. А вот до почтовых ящиков их взялась доставить УК по ЖКХ.
Что касается ТСЖ, то они могут заключить трехсторонний договор на доставку квитанций (в том случае, если выбрали способ отчислений в «общий котел»), либо заниматься подсчётами самостоятельно (если решили платить на спецсчет). Председатели товариществ в один голос заявляют, что не хотят взваливать на себя ответственность за чужие деньги, и вообще собраний по поводу капремонта не проводили, куда направлять средства — не утвердили, соответственно, оснований для предъявления им каких-либо счетов — нет. Хотя, по словам председателя комитета по ЖКХ районной администрации Алексея Туркина, 7 и 28 мая с руководством всех выборгских ТСЖ вопрос оплаты капремонта обсуждался.
Когда жители Выборга получат первые квитанции, не знают пока нигде — ни в администрации, ни в УК по ЖКХ, ни в ТСЖ.
Выборгскому району отпущено 52 миллиона
Тем не менее, какое-то движение в сторону капремонта началось. На днях информацию по поводу утвержденной правительством Ленобласти программы на 2014 год получила из Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области администрация Выборгского района. В список счастливчиков, ремонтирующихся в числе первых, вошли 5 наших муниципальных образований: Каменногорское, Первомайское, Приморское, Селезневское поселения и Выборг. Нашим чиновникам удалось убедить Ленобласть в том, что город нуждается в ремонте сейчас, а не во второй пятилетке, как намечал регион.
Довод, который казался бы очевидным: очередность ремонта нужно определять не по году постройки дома, а по его состоянию, муниципальным властям пришлось отстаивать в правительстве Ленобласти. В итоге регион согласился: позволил разработать дополнительные краткосрочные программы капремонта, выделив лимиты финансирования. Итак, отпущенный на Выборгский район лимит — 52 миллиона рублей.
Из них на Выборг — 18 110 607 рублей. В этом году на эти деньги в доме на Мира, 16 будут менять все сети: теплоснабжения, ХВС, водоотведения, внутридомовые инженерные системы и установят общедомовые приборы учета. Всего на сумму 10, 1 миллиона рублей. Остальные средства пойдут на установку лифтового оборудования на Суворова, 13 и Рубежной, 30.
При этом дома после ремонта, который нельзя назвать полным, не вычеркиваются из списка. Как рассказал Алексей Туркин, администрации разъяснили, что виды работ разнесены по годам. Как это будет на деле — покажет время.
На Каменногорское поселение, в состав которого входит не только муниципальный центр, но и 29 поселков, выделено 13 миллионов 616 678 рублей. Капремонт ограничивается восстановлением кровли в домах №№ 56, 61,61-«б»,70,78 по Леншоссе в Каменногорске, №№ 3,23,25 в Возрождении, в Прудах, на Заводской, 3 в Боровинке, на Машинной, 8 в Бородинском. И только в одном доме Каменногорска отремонтируют не только крышу, но и фасад: на Гранитной, 1-«а». Итого — 12 адресов.
Приморскому поселению предусмотрено 10 миллионов. В Приморске на Лебедева, 3 и в Ермилове, в доме 4 обновят внутридомовые инженерные системы, сети водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения и, как следствие, поставят общедомовые приборы учета. В Камышовке на Поселковой, в домах №№ 1 и 2 запланирован ремонт крыш. На Лебедева, 9, в Приморске — отремонтируют подвальные помещения.
Сумма, которую выделяют Первомайскому поселению, сопоставима с ремонтом лифтового оборудования в Выборге: на три адреса — 4 794 481 рублей. На Ленина, 62 — крыша и фасад, на Ленина, 44 и 61 — крыша.
В Селезневском поселении в трех домах (№№ 1 и 2 поселка Великое, Кондратьево, 1) запланирован ремонт крыш, в Кравцово, д. 3 — крыша и фасад. Итого — 5 миллионов рублей. Подробную программу можно посмотреть на сайте Фонда капремонта многоквартирных домов Ленинградской области — www.kapremlo47.ru.
Область ищет потерянные здания
Те дома, которые областные чиновники потеряли, они сейчас «ищут». Как рассказал заместитель главы районной администрации Дмитрий Самойленко, в ответ на запросы по поводу утерянных при составлении областной программы 325 домов, пришел ответ: «В настоящее время правительство Ленобласти проводит полную инвентаризацию объектов жилфонда, после чего областная программа будет пересмотрена». Как стало известно, инвентаризацию проводит иркутская фирма, на весь жилфонд региона определен срок — 3 месяца
— В Выборге немало домов, являющихся объектами культурного наследия регионального или федерального значения. Соответственно, чтобы сделать капремонт, необходимо согласовать проект с департаментом охраны памятников. Ни проектирования, ни реставрации Фонд капремонта в видах работ не предусмотрел. И мы пока не может ответить, что делать с памятниками архитектуры. Сейчас мы пытаемся включить в областную программу на 2015 жилой дом на Леншоссе, 3, где требуется незамедлительный ремонт, — рассказал замглавы районной администрации Дмитрий Самойленко.
Понятно, что в этом году капремонт делают авансом — в счет будущих платежей. Но как будет воздействовать региональный оператор на тех жильцов многоквартирных домов, которые не желают платить — неизвестно. Со слов местных чиновников, этот вопрос был задан на совещании в правительстве Ленобласти, ответа нет.
Ясно одно: иных денег на капремонт жилых домов не будет. Муниципалитет или управляющие компании направлять на эти цели свои средства не имеют права. Это подтвердила депутат городского совета Татьяна Третьяк, многие годы возглавлявшая финансовый отдел в ОАО «УК по ЖКХ»:
— Из местного бюджета на капитальный ремонт деньги тратиться не могут, только на благоустройство территорий. Еще 2 года назад было софинансирование по федеральной программе капремонта, реализуемой по 185-ФЗ: за муниципальные квартиры платил местный бюджет. Но этого уже нет, программа закончена. Сейчас надежда только на областную программу капремонта.
http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_banka_rossii_gospozhe_nabiullinoy_e_s_o_finansirovanii_k-9825114/
Исх. № А-02/1Р-313 от 14.05.2014
Председателю Банка России
госпоже Набиуллиной Э.С.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
26 февраля 2014 года Ассоциация российских банков совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) провели круглый стол по теме "Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов — новый рынок и новые возможности. Некоторые аспекты создания системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов". Протокол круглого стола прилагается.
Направляем Вам сформированный по результатам круглого стола перечень вопросов, по которым, с точки зрения участников круглого стола, имеются пробелы правового регулирования или неопределенность в применении норм действующего законодательства о порядке открытия и ведения специальных счетов капитального ремонта многоквартирных домов, а также предложения по совершенствованию режима специальных счетов капитального ремонта.
Просим Вас высказать официальную позицию Банка России по направляемым вопросам и предложениям.
Приложение:
1. Протокол круглого стола от 26.02.2014 года на 9 л.;
2. Перечень вопросов и предложений на 5 л.
С уважением,
Президент
Г.А. Тосунян
Прикрепленные документы
Полный текст документа (rtf, 43 Kb)
Протокол (rtf, 129 Kb)
Перечень вопросов и предложений (docx, 39 Kb)
26 февраля 2014г. в Международной финансовой корпорации[1] состоялся круглый стол по теме: "Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов — новый рынок и новые возможности. Некоторые аспекты создания системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов". Организаторами круглого стола выступили: Международная финансовая корпорация, Ассоциация российских банков, Общественно-консультативный совет по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями.
В работе круглого стола приняли участие представители Банка России, федеральных и региональных министерств и ведомств, представители Фонда ЖКХ[2] и банков, уполномоченных на открытие специальных счетов капитального ремонта[3] (далее "Уполномоченные банки[4]").
ВОПРОСЫ:
Открытие и закрытие специальных счетов капитального ремонта
1.1.Планирует ли ЦБ РФ разработать нормативный/методический документ по порядку открытия, ведения и закрытия специальных счетов капитального ремонта, раскрытия и передачи информации по операциям с использованием этих счетов, полномочиям и ответственности банков по договору специального счета капитального ремонта?
1.2. В случае обращения в банк товарищества собственников жилья (ТСЖ), в составе и под управлением которого находится несколько многоквартирных домов, для открытия нескольких специальных счетов (по одному специальному счету для каждого многоквартирного дома), обязан ли банк проводить проверку соответствия заявителя требованиям ч.1 ст. 175 ЖК РФ, и какие документы банк обязан запросить у заявителя?
1.3.Имеет ли право банк отказать в открытии ТСЖ нескольких специальных счетов, при возникновении у него подозрения, что заявитель не соответствует требованиям ст. 175 Жилищного кодекса РФ, либо при отсутствии у ТСЖ документов, необходимых для проведения банком проверки на соответствие ТСЖ требованиям ст. 175 Жилищного кодекса РФ?
1.4.Какие меры ответственности и кем будут налагаться на банк, открывший специальные счета капитального ремонта на имя ТСЖ, не соответствующего требованиям ст. 175 ЖК РФ?
1.5.При переводе денежных средств со специального счета при его закрытии должен ли банк, в котором закрывается специальный счет, удостовериться, что средства переводятся именно на новый специальный счет капитального ремонта в Уполномоченный банк, и каким образом? (ч. 4 ст. 176 ЖК РФ)
1.6. Ст. 176 ЖК РФ устанавливает требование к банкам по размеру собственного капитала только в момент открытия специальных счетов капитального ремонта. Каковы будут последствия для Уполномоченного банка в случае снижения размера собственных средств ниже установленного законодательством предела после открытия специального счета (счетов)? Является ли это основанием для обязательного (принудительного) закрытия специальных счетов и по чьему требованию?
1.7. Каким образом должен регулироваться порядок закрытия специальных счетов капитального ремонта и перевод денежных средств со специальных счетов при несоблюдении требования о достаточности собственных средств (капитала) банка и исключения соответствующего банка из официального перечня Банка России (ст.176 ЖК)? Каковы последствия отказа собственников принять решение о закрытии и переводе специального счета в другой банк?
1.8.Достаточно ли будет для решения вопросов 1.6 и 1.7 выше принятие нормативного акта (указаний) Банка России, либо потребуется внесение изменений в федеральные законы?
Ведение специальных счетов
2.1. Что будет являться достаточным подтверждением добросовестных действий банка по проверке целевого расходования денежных средств со специальных счетов? В чем и перед кем заключается ответственность банка в случае, если средства специального счета будут использованы владельцем счета нецелевым образом? (ст. 177 ЖК)
2.2. Учитывая противоречие между правовой формой владельцев специальных счетов (юридических лиц) и собственниками средств, хранящихся на спецсчетах (в основном — физических лиц), предполагается ли распространить на специальные счета капитального ремонта требования норм обязательного резервирования (отчислений в Фонд обязательного резервирования), применимые к счетам физических лиц? Если да, то каким образом будет рассчитываться размер денежных средств, подлежащих такому резервированию?
2.3.Какими мерами Банк России предполагает реализовать законодательное требование об обеспечении сохранности накоплений граждан (фактически бессрочных депозитов), накапливаемых на специальных счетах капитального ремонта?
2.4. Входит ли в обязанность банка при поступлении исполнительного документа о взыскании денежных средств со специального счета проверка оснований для обращения взыскания, предусмотренных ч. 6 ст. 175 ЖК РФ? Требуется ли здесь разъяснение Банка России, либо внесение изменений в законодательство об исполнительном производстве?
2.5. Допускается ли арест специального счета с учетом ограничений по целевому использованию средств со специального счета? (ч. 1 ст. 175 ЖК РФ, ч. 5 ст. 175 ЖК РФ)
2.6. В каком объеме, и в какой форме (выписка, справка и т.п.) должна быть предоставлена информация по заявлению собственника о средствах, находящихся на специальном счете капитального ремонта многоквартирного дома, без нарушения требований банковской тайны (ч. 7 ст. 177 ЖК РФ)?
2.7. Должен ли банк при открытии специального счета капитального ремонта получать от всех собственников согласие на раскрытие информации о персональных данных и денежных средствах на счете третьим лицам?
2.8.В отношении сбора средств с собственников в оплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, и кто обязан нести обязанности платежного агента по персональной идентификации учету поступающих средств: владелец специального счета или банк, в котором открыт специальный счет?
2.9. Входит ли в обязанности банка, в котором открыт специальный счет капитального ремонта конкретного многоквартирного дома, вести персонифицированный учет всех собственников помещений в таком доме?
2.10.Каким образом обязать владельца специального счета капитального ремонта предоставлять в банк (обновлять) реестр собственников соответствующего МКД, и в какие сроки? Какие последствия наступают при неисполнении и какие меры воздействия может применить банк — можно ли потребовать закрытия спецсчета?
2.11.Каков порядок замены собственника в качестве участника накопления на специальном счете при переходе прав собственности на помещение в МКД к другому собственнику?
2.12.Каким образом будет определяться размер доли каждого собственника в случае необходимости распределения и выплаты собственникам накопленных средств (ч. 2 ст. 174 ЖК РФ)?
2.13.Имеет ли банк право устанавливать комиссионное вознаграждение за сопровождение специальных счетов? (ст. 170 ЖК РФ, ст. 177 ЖК РФ) Какова позиция Банка России в отношении возможности установления более высоких тарифов по ведению специальных счетов в связи с большим дополнительным объемом работ, который должен выполняться банком в соответствии с законодательством при обслуживании спецсчетов?
2.14.Поскольку на специальные счета капитального ремонта распространяются общие требования п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, то банк вправе отказать в выполнении распоряжения владельца спецсчета о совершении операции, и расторгнуть договор специального счета, в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжений владельца спецсчета по этим же основаниям.
Если банк принимает решение о расторжении договора спецсчета по этому основанию, возникает ряд вопросов:
2.14.1.Какие действия должен предпринимать банк за период с даты уведомления владельца спецсчета о закрытии счета до даты расторжения договора спецсчета в отношении поступающих платежей собственников помещений?
2.14.2.Куда банк должен направить средства с закрытого спецсчета в случае, если собственники такого многоквартирного дома не примут решения о дальнейшем способе формирования фонда капитального ремонта?
Кредитование с использованием специальных счетов капитального ремонта
3.1. Может ли производиться безакцептное списание средств со специального счета в счет погашения кредита на проведение капитального ремонта (в т.ч. предоставленного кредитной организацией, отличной от той, где открыт специальный счет)?
3.2. К какой категории качества — с точки зрения риска и резервирования — должны относиться кредиты, предоставленные ТСЖ/ЖСК для финансирования капитального ремонта? Возможно ли будет отнести такие кредиты к портфелю однородных ссуд?
3.3. Возможно ли распространить на специальный счет капитального ремонта режим залогового счета для использования находящихся на нем средств и будущих поступлений в качестве обеспечения (залога) по оплате подрядных работ или по кредитам на капитальный ремонт? Режим залога может установить приоритет использования средств со спецсчета перед различными кредиторами (подрядчиками, банками и т.п.) и предотвратить возникновение небаланса между объемом поступающих средств и обязательствами владельца спецсчета, связанными с проведением капитального ремонта.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1.Поскольку отдельная балансовая группа для специальных счетов не выделена (специальные счета открываются на тех же балансовых группах, что и расчетные счета юридических лиц), идентификация специальных счетов среди иных банковских счетов не представляется возможной. Для устранения указанной неопределенности предлагается дополнить часть II Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утверждено Положением ЦБ РФ от 16.07.2012 г. Г385-П), путем введения отдельной балансовой группы для специальных счетов, открываемых в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Обоснование предложения:
В случае возникновения у владельца специального счета задолженности перед бюджетом по обязательным платежам либо перед иными третьими лицами по денежным обязательствам (налоговые требования, исполнительные документы и т.п.), на средства специального счета будут предъявляться соответствующие требования, что противоречит ч.6 ст.175 Жилищного кодекса РФ ("на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца счета, кроме обязательств, предусмотренных Жилищным кодексом РФ"). Однако у банка не будет оснований отказать в удовлетворении указанных требований, поскольку все счета организации-владельца специального счета будут учитываться одинаково.
Установить единые требования к процедурам открытия счета в части обязательных сроков для рассмотрения заявлений по открытию счета, и для предоставления справки, выдаваемой владельцу специального счета после его открытия (несвоевременная подача этого документа может лишить собственников права формирования накоплений на специальном счете). По срокам предлагается подготовить изменения в ЖК РФ (ч.5 ст. 170); по процедурам — подготовить методические рекомендации Банка России.
Установить четкие границы осуществления банковского контроля (и границы ответственности банков) по операциям по спецсчетам: контроль за списанием средств, полный перечень работ по капитальному ремонту по каждому субъекту Российской Федерации, степень проверки договоров по выполнению работ и услуг по капитальному ремонту и т.п.
Рассмотреть вопрос об изменении норм резервирования по банковским кредитам ТСЖ/ЖСК на цели капитальных ремонтов.
5.Установить ограничение на списание средств со спецсчета по исполнительным листам в случае отсутствия в них указания, что удовлетворяемое требование основано на выполнении работ/услуг, связанных с проведением капитального ремонта МКД (основания, предусмотренные в ч. 6 ст. 175 ЖК РФ, и соответствующих региональных законах о капитальном ремонте многоквартирных домов).
[1]Международная финансовая корпорация (InternationalFinanceCorporation), член группы Всемирного банка.
[2]Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
[3] Специальный счет капитального ремонта — специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытый в кредитной организации (Ст. 36.1 Жилищного кодекса России).
[4]Понятие "Уполномоченные банки": Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее, чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет" (Ст. 176 Жилищного кодекса России).