В начале ноября по всем центральным каналам ТВ показали, как тяжело пришлось тем, кому необходимо было пересечь российско-финскую границу, когда «неожиданно» (это в нашем-то климатическом поясе!) начался снегопад.
Но почему-то никто не поинтересовался, что терпит население приграничного района, если даже на границе, за обеспечение порядка на которой отвечают специальные службы, справиться со стихийным бедствием не смогли.
В четверг на прошлой неделе мне довелось ехать на дизель-поезде из Выборга в Каменногорск. Поезд должен был подойти к перрону в 17. 33, и по громкой связи так и объявили, но подали состав только в половине седьмого. Целый час люди простояли под снегом, на пронизывающем ветру. А само путешествие тоже оставило незабываемые впечатления. Все населенные пункты до Каменногорска (кроме Возрождения) были погружены в полную темноту. Особенно пассажиров развлекла картина в Ханиле, когда дежурная по станции давала сигнал отправления поезда вручную, то есть фонариком. Хорошо были видны из окна вагона разорванные линии электропередач, лежащие на проводах деревья. В общем, создавалось реальное ощущение того, что находишься в прифронтовой полосе и где-то поблизости ведутся военные действия…
Три дня Каменногорск был лишен автобусного сообщения, что для города просто катастрофа — многие его жители ежедневно ездят в Выборг на работу, студенты — на учебу. А кому-то необходимо было попасть к врачу, так как в Каменногорске нет большинства специалистов. Интересно, что частное предприятие ИП «Газиев», которое до этого момента в общем-то исправно занималось пассажирскими перевозками, повело себя в этой ситуации не совсем корректно. Понятно, что по заснеженной дороге ездить нельзя, но почему людям не предоставляли информацию, пойдут автобусы или нет? Позвонив в диспетчерскую, можно было услышать только автоответчик, который выдавал текст примерно следующего содержания: «Вы можете послать факс или оставить сообщение…» . Слово «послать» в этой тираде звучало в тот момент особенно актуально. Ну, неужели сложно было наговорить на автоответчик текст с информацией о передвижении транспорта?
Дизель-поезда ходили в эти дни вообще по стихийному графику. Например, в среду поезд, который должен был пройти через Каменногорск (на Выборг) в 6 утра, отправился из Каменногорска только в два часа дня. На следующий день поезда начали курсировать с полуторачасовым опозданием.
Но транспортные проблемы — это еще полбеды: в пятитысячном городе возник дефицит хлеба и молочных продуктов. И дело тут не только в заснеженной дороге, — из-за отсутствия электричества прекратили работу и автозаправки. А в довершение ко всему — отсутствие связи. Из сотовых операторов в Каменногорске работал только «Билайн», дозвониться до Выборга или Светогорска было исключением, не работал и интернет, который обеспечивает компания «Мегафон». Из этого всего плавно вытекала следующая проблема — невозможно было отправить или получить денежный перевод по почте или снять деньги через банкомат. Можно еще добавить, что в самом Каменногорске без света остались два дальних района, а соседние поселки Бородинское, Красный Сокол, Зайцево и другие полностью лишились электричества на несколько дней.
В контексте того, что практически все наши службы продемонстрировали полную неспособность справиться всего-то с мокрым снегом, возникает опасение: случись что покруче, мы вообще не выживем. И даже помощи не сможем попросить, поскольку не будет связи.
С другой стороны, выходит, никто в такой ситуации не виноват. Взять дорожно-эксплутационный участок, обслуживающий каменногорскую трассу до Выборга, он оснащен техникой примерно на 10 %. В арсенале дорожников из двух имеющихся — только одна комбинированная дорожная машина (та, которая моет и посыпает по необходимости) в рабочем состоянии, а последний грейдер сломался по причине своего более чем преклонного возраста. По словам Олега Качалова, директора Выборгского ДРЭУ, заказчик (в данной ситуации «Ленавтодор») должен своевременно, да пусть даже и несвоевременно, но пополнять парк дорожной техники, чего не делается из-за отсутствия денег. Если бы не помогли светогорцы, то ситуация, наверное, была бы вообще неодолимой. Получается замкнутый круг: люди испытывают неудобства, сидят без света, без денег, без продуктов, — а кто виноват? Никто.
Энергетики тоже в эти дни не ночевали дома, ликвидировали порывы на линиях. Но беда в том, что в некоторые места сложно добраться без вертолета, да и специалистов для устранения последствий снегопада катастрофически не хватает, привлекали даже силы МЧС. В итоге с первым, ноябрьским снегопадом справились кое-как, а что будет дальше, ведь еще вся зима впереди?