О ТСЖ как одной из форм управления домом наиболее продвинутая часть населения узнала давно, из нового Жилищного Кодекса. Понятно, что далеко не всех интересуют новые веяния в законотворчестве, пока они не касаются кого-то лично.
Мало ли какие новшества, едва появившись, исчезают в небытии. Однако аббревиатура ТСЖ как-то слишком энергично внедряется в нашу жизнь. Поводом для нескольких публикаций «ВВ» стали факты внезапного и необъяснимого для жильцов образования товариществ собственников в их домах, о чем извещали объявления, вывешенные на подъездах.
Возмущенные граждане, ни сном ни духом не подозревавшие о том, что в их доме идет процесс объединения и поставленные перед свершившимся фактом, естественно, бьют тревогу.
У проблемы, как минимум, две стороны: во-первых, вопросы вызывает сама процедура создания ТСЖ, немыслимая без ведома жильцов. Во-вторых, люди задумываются о том, что они приобретают или теряют, объединившись в товарищество. При этом, естественно, опасаются самых негативных последствий, в первую очередь, того, что капремонт, вся тяжесть содержания и эксплуатации здания лягут неподъемным финансовым бременем на их плечи.
Прокомментировать ситуацию мы попросили гендиректора «Управляющей компании по ЖКХ» Алексея Корнилова:
«При создании ТСЖ люди ничем не рискуют и ничего не теряют. Является ли собственник членом ТСЖ, или ТСЖ в доме, где он живет, не создано — в любом случае есть нормы закона, по которым собственник несет бремя по содержанию общего имущества. Такова идея реформирования ЖКХ».
Уже сейчас, по новому Жилищному кодексу, бюджет должен оплачивать капремонт пропорционально доле муниципальной собственности в многоквартирных домах.
«То, что муниципалитет в прошлом году отремонтировал несколько крыш полностью – уже, можно сказать, не вполне корректно, на грани закона, — заметил Алексей Корнилов. — Пройдет три года, а именно к этому времени должна завершиться реформа ЖКХ, — мы вообще не будем иметь возможности вкладывать средства таким образом. Это будет нецелевое использование. То есть, если в доме 30% муниципальных квартир – значит, 30% стоимости капремонта оплачивает бюджет».
Государство вовсе не устраняется от решения проблем ЖКХ, и несет обязательства по накопившемуся за долгие годы «недоремонту». Только после проведения капремонта государство снимет с себя ответственность за дальнейшую судьбу дома, полностью вверив её собственникам. Соответствующий механизм регламентирует Федеральный закон №185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Фондом могут быть выделены средства на капремонт, но при соблюдении муниципальным образованием ряда условий.
Так, требование 5-процентного софинансирования капремонта распространяется на всех владельцев квартир, независимо от выбранного способа управления домом. Как известно, их три — товарищество собственников жилья, непосредственное управление, или через управляющую компанию. «Для того чтобы получить бюджетное финансирование, нужно провести общее собрание жильцов, повторяю, не важно, ТСЖ это или что-то иное, — подчеркнул гендиректор «УК по ЖКХ», — определить перечень работ, необходимых дому, составить смету, принять решение о 5-процентном софинансировании, и только после этого направлять заявку на получение бюджетных средств». Причем источником этого 5-процентного софинансирования может быть плата населения по статье «капремонт», во всяком случае, в этом году.
Одно из основных условий, выдвигаемых законом N185, — требование создания товариществ собственников жилья. Если в 2008 году ТСЖ обслуживали 5% многоквартирных домов, то сейчас эта цифра должна увеличиться до 10%, а к 2011 году — до20%. Иначе муниципалитет не получит средств фонда.
Судя по всему, именно этим объясняется форсирование процесса создания ТСЖ. По словам Корнилова, нарушения вполне могут иметь место, ведь занимаются организацией товариществ тоже люди, которые могут и ошибаться. В каждом случае надо разбираться отдельно, требовать протокол собрания, текст устава, если есть сомнения или явные злоупотребления – обращаться в администрацию или даже в суд. Более того, при развитии рынка коммунальных услуг могут появиться фирмы-однодневки, целью которых будет получение сиюминутной выгоды. Граждане должны проявлять бдительность, так же как и в любом другом имущественном или финансовом вопросе.
Кроме того, создание ТСЖ не является необратимым действием — при желании, решением общего собрания способ управления домом можно изменить. Алексей Кириллович считает, что есть только психологическая преграда, которая мешает людям брать управление домом в свои руки, а также отсутствие опыта самоуправления. Считается, что если есть структура, которая обслуживает дом, в случае возникновения проблем можно просто пойти и пожаловаться на нее в муниципалитет. А если создано ТСЖ, ответственность — на самих жильцах, но не все хотят брать её на себя. Но эта ответственность у собственников, по новому Жилищному кодексу, уже есть.
…В принципе, сама идея выглядит достаточно гармонично: собственники объединяются, подают заявку о капремонте в муниципалитет, тот – в Москву, оттуда, чуть ли не адресно, – деньги на расчетный счет ТСЖ. Вот только поверить в работоспособность этой схемы достаточно сложно. Даже допустим, что всё будет честно. Но если заявки подадут все и разом, каких средств, какого фонда хватит на их удовлетворение? Объем недоремонта по России оценивается в сумму порядка 8-10 триллионов рублей. Сколько лет придется ждать решения? А если капремонт проведут, но не в полном объеме? После того как государство отчитается о выполнении обязательств, за всё придется платить уже собственникам квартир.
И главное, когда появится прецедент, иллюстрирующий взаимосвязь создания ТСЖ и капремонта, люди, может быть, и потянутся.