Россиянам, покупающим товары в китайских интернет-магазинах, посылки будет доставлять не только российская почта, но и финская. На этой неделе оператор Posti сообщил о заключении соглашения с крупнейшим китайским онлайн-ретейлером Alibaba Group. Теперь рассчитывает, что с его помощью в Россию будет доставляться каждый пятый заказ. «Фонтанка.fi» выяснила, сможет ли обходной путь оказаться более быстрым и почему первые клиенты оказались недовольны сервисом.
В прошлом году россияне потратили в китайских интернет-магазинах около $3,5 млрд, что составляет примерно 70% всего объема заграничных онлайн-покупок, подсчитали в агентстве East West Digital News. Львиную долю этой суммы заработала интернет-площадка AliExpress (входит в Alibaba Group) — через нее, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, было приобретено примерно две трети всех китайских товаров.
В роли торговых караванов на этом «великом шелковом пути» XXI века традиционно выступают государственные компании — China Post и «Почта России». Этот тандем доставляет 99% всех заказов из Поднебесной, говорят в НАДТ.
На этой неделе к ним присоединилась финская государственная почта Posti (прежнее название — Itella). Оператор договорился с Alibaba Group о том, что будет получать заказанные россиянами на AliExpress товары в Финляндии, сортировать их и отправлять на логистические центры «Почты России». Условия соглашения не раскрываются, однако финский оператор рассчитывает, что будет обрабатывать «миллионы посылок в месяц» и заберет себе 20% всех российских отправлений AliExpress.
Обходной маневр
Как и в случае с прямой пересылкой из Китая, услуга доставки финской почтой будет бесплатной, а забрать заказ можно будет в одном из отделений «Почты России», которая по-прежнему будет отвечать за «последнюю милю».
Вопрос о сроках доставки в Posti не прокомментировали, но на сайте AliExpress финский оператор обещает привезти товар быстрее, нежели при стандартной схеме. К примеру, телефон Lenovo будет идти из Поднебесной в Петербург через Финляндию 15-30 дней, тогда как China Post обещает это сделать за 15-60 дней. В компании «Ителла» (российская «дочка» Posti), пояснили, что посылки из Китая в Финляндию пойдут авиапочтой и контейнерными перевозками, а из Финляндии в Россию — автомобильным транспортом.
Впрочем, пока клиенты не слишком довольны сервисом Posti. Так, читатели «Фонтанки.fi» сообщают, что заказ через Финляндию идет дольше, чем напрямую, а также возникают проблемы с отслеживанием его перемещения. Кроме того, иногда товары отправляются в Финляндию в принудительном порядке – даже если клиент выбирает услугу China Post, продавец все равно отправляет посылку через финскую почту.
В «Ителле» проблемы с трекингом объяснили тем, что китайские продавцы при пересылке товаров с небольшим чеком используют нерегистрируемые почтовые отправления, которые пользователь не может отследить. Подписание официального соглашения с Alibaba Group, по всей видимости, вряд ли повлияет на ситуацию.
Информацию о возможном сотрудничестве Posti с другими трансграничными продавцами в «Ителле» не раскрывают. Однако и перспектив сотрудничества с одной Alibaba Group предостаточно: недавно компания зарегистрировала в России дочернюю компанию «Алибаба.ком (РУ)» и заявила о планах расширения российского направления.
Проблема «последней мили»
По мнению президента НАДТ Александра Иванова, заключение договора с Posti не связано с недостатком логистических мощностей «Почты России». «В последнее время российский оператор много сделал для развития инфраструктуры», — подчеркивает он. Так, в 2013 году «Почта России» открыла логистический центр для таможенного оформления и сортировки почтовых грузов в московском аэропорту Внуково, в 2014 году наладила обмен электронными данными с китайской почтой. До 2018 года ФГУП планирует потратить 20 млрд рублей на приобретение сортировочного и транспортного оборудования.
Более вероятно, что китайский ретейлер намерен диверсифицировать логистические потоки, чтобы в каждом случае можно было выбрать более быстрый для покупателя и более дешевый для продавца вариант доставки. Партнерство именно с Posti обусловлено не только близостью Финляндии к России, но и тем, что оператор уже зарекомендовал себя на рынке международных пересылок. «Через Финляндию заказы из Китая уже идут во многие европейские страны, у них отлаженная логистика и хороший сервис», — говорит Александр Иванов.
Впрочем, конечный потребитель разницу, скорее всего, не почувствует, поскольку «последнюю милю» по-прежнему будет осуществлять «Почта России». «Это самый сложный и самый дорогой этап, финская компания явно не готова брать его на себя. А вот у российского оператора пока не дошли руки, чтобы до конца отладить и этот бизнес-процесс», — комментирует эксперт.
Однако конкуренцию на этапе последней мили финской и русской почте готовы составить не только специализированные операторы, но и российские интернет-ретейлеры. Так, сеть «Юлмарт» разрабатывает сервис, который позволит ее клиентам прямо на сайте заказывать товары из Китая и получать их через ее центры исполнения заказов. Предварительная договоренность о сотрудничестве достигнута, в частности, с китайским онлайн–ретейлером JD.com, недавно объявившем о выходе в Россию.