Саамы — это целый мир!

Представители малой народности обсудили насущные проблемы

Недавно в финской Лапландии, в коммуне Инари, прошла научно-практическая конференция «Вместе», посвящённая самобытному народу саами. Среди приглашённых российских гостей был и корреспондент «ВВ».

Свой язык, своя культура

Лапландия традиционно является центром расселения финских саамов. Также саамы живут в Швеции, Норвегии и Мурманской области России. На конференции, основная часть которой прошла в стенах открытого в прошлом году саамского культурного центра «Сайос», прозвучало несколько десятков докладов исследователей из Финляндии, Швеции, Норвегии, России, Германии, Венгрии. Темы выступлений были разные, но всех их объединяло одно: учёные рассказывали о культуре, истории и культурной практике саамов, об их прошлой жизни и современном дне.

Само открытие саамского культурного центра, в котором, кстати, проводит заседания Саамский парламент Финляндии, стало одним из наглядных признаний страной Суоми права коренной народности на самоопределение, в частности, на развитие своего языка и культуры. Эта возможность закреплена законодательно, в Конституции Финляндии. Хотя не всегда государственная политика в отношении саамов была столь лояльна, да и сейчас имеются точки противодействия. А, например, в Норвегии саамов даже пытались насильственно ассимилировать. Сейчас, к счастью, времена иные.

Хотя проблем и сейчас хватает. На конференции говорилось об опасности исчезновения саамских языков. Всего их три: северно-саамский, инари-саамский и колтта-саамский. В ходу, в основном, первые два, колтта-саамский используется реже. Как рассказал в своём выступлении руководитель проекта «Саамский центр в Ловозеро», российский историк Максим Кучинский, сейчас в Мурманской области около 50 человек, в том числе школьники и дети оленеводов разных возрастов, изучают саамский язык факультативно. Кто-то из взрослых понимает язык, но не говорит на нём, просто нет необходимости. А если отсутствует постоянная разговорная практика, язык постепенно забывается.

Если говорить об изучении языков, то здесь можно по достоинству оценить достижения финских саамов. В 1992 году в Финляндии был принят специальный закон «О саамском языке». До того он преподавался как обычный предмет, а двадцать лет назад государство приняло на себя обязательство организовывать в местах массового заселения саамов ведение в школах ряда предметов на их родном языке. Понятно, не во всей Финляндии это возможно, да и актуально, но в школе в Инари обучаются дети, говорящие на всех трёх саамских языках.

«Птенцов» учат говорить по-саамски

В Инари действуют так называемые языковые гнёзда. Эти учреждения напоминают детские сады, с той разницей, что перед детьми, посещающими их, ставится задача: овладеть инари-саамским языком. В «гнёзда» приходят малыши, изначально ни слова не понимающие по инари-саамски. Поначалу приходится нелегко, ведь на привычном финском воспитатели не говорят принципиально, используя метод языкового погружения. Но дети, в отличие от взрослых, куда более способны в образовательном плане.

Так что через некоторое время малыши уже довольно бойко говорят по инари-саамски. При этом не стоит думать, что они забудут финский язык. Он в Инари везде: на улице, в магазинах, на ТВ, дома. Таким образом, уже годам к 10 ребёнок может знать пару языков, а потом можно приниматься и за английский. Языковые гнёзда, работа которых финансируется из госбюджета, пользуются популярностью в Лапландии. Родители вносят посильную плату, а малоимущие вовсе освобождаются от неё. Не хватает учебных пособий на саамских языках. Приходится даже заклеивать в книгах тексты на финском и заменять их на саамский.

Можно стать оленеводом или ювелиром

Более 30 лет в Инари действует Центр образования саамского региона. Это учебное учреждение можно сравнить с многопрофильным профтехучилищем. За три года обучения юноши и девушки смогут получить среднее профессиональное образование с акцентом на саамскую специфику. Можно выучиться на оленевода (при центре есть даже учебный забойный пункт), повара, специалиста в области туризма, овладеть искусством саамского рукоделия с твёрдым или мягким материалом, обучиться швейному или поварскому мастерству, стать специалистом в работе с благородными металлами.

Обучение, проживание в период учёбы и питание в будние дни для студентов бесплатные. Деятельность учреждения обеспечивается из госбюджета. Как рассказала корреспонденту «ВВ» координатор Центра по работе с Россией Марина Фалевич, в 2013 году Министерство образования Финляндии выделило 5 миллионов 350 тысяч евро. Но каждый год приходится договариваться с государственными структурами о финансировании, что отнюдь не просто. На многочисленные проекты Центра деньги также выделяются из других источников и программ.

Парламенту есть над чем работать

Саамский народ (всего саамов насчитывается более 60 тысяч человек) за последние годы добился многого. В Финляндии, Швеции и Норвегии действуют Саамские парламенты. И правительства этих северных стран считаются с мнением представителей коренной народности. В Мурманской области действуют несколько общественных саамских организаций, существует даже Саамский парламент Кольского полуострова, но, откровенно говоря, таким авторитетом, как его финский и скандинавские «коллеги», он не пользуется. Хотя правительство Мурманской области не отказывается от диалога с саамами.

И у финских саамов есть претензии к работе своего парламента, что прозвучало на конференции. Но это полезная критика, считает депутат Саамского парламента Анне Нуоргам. По её словам, стало более понятно, какие недостатки имеются в саамском сообществе и какие требуются решения.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий