Около четырёх суток в сильные морозы пришлось в двадцатых числах января провести на МАПП «Торфяновка» тысячам водителей грузовиков. В ожидании таможенного оформления они не имели возможности ни нормально поесть, ни получить медицинскую помощь, ни погреться, ни даже по-человечески сходить в туалет. Когда на территории Финляндии очередь из выезжавших машин достигла 50 км, финские таможенники перестали оформлять документы, а российские компании-перевозчики — забили тревогу.
4 февраля по факту простоев на «Торфяновке» состоялось первое экстренное совещание, руководил которым прибывший на вертолёте заместитель министра транспорта России Николай Асаул. Члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) высказали свою озабоченность длительными простоями на всех пунктах пропуска в зоне Выборгской таможни и обсудили сложившуюся ситуацию с начальником Северо-Западного таможенного управления Назипом Галикеевым, начальником Выборгской таможни Николаем Косяченко, а также с представителями администраций Ленинградской области и Санкт-Петербурга, дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы и федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
— Наши водители вставали в очередь в пятницу вечером и проходили границу лишь во вторник. Вы понимаете, как это — просидеть в кабине практически без сна (спать невозможно, потому что очередь медленно, но движется) и совершенно без удобств в морозы ниже минус двадцати градусов четверо суток? Мы крайне озабочены тем, что происходит, — комментирует директор ООО «Белтвуд» и член правления АСМАП по Северо-Западу Константин Архипов. — Таможня ссылается на климатические проблемы: мороз, снегопады. Но ведь снег выпал только 6 января, и если сравнить эту зиму со снежной зимой позапрошлого года, то становится понятно, что это — не причина. Кроме того, ссылаться на то, что летом — жара, зимой — снег, а весной — лужи, на мой взгляд, совершенно не профессионально. Ведь за последнее время таможня получила новое дорогостоящее оборудование: на всех постах установлены инспекционно-досмотровые комплексы, в народе именуемые «рентгеном», которые, казалось бы, должны облегчить работу таможенников и в результате привести к сокращению времени оформления грузов. Но на деле всё обстоит иначе, — продолжает перевозчик с 12-летним стажем Архипов. — В 2008 году пропускная способность «Торфяновки» в обоих направлениях составляла 1400 транспортных средств в сутки, а в 2012-м составляет 700, максимум — 800 транспортных средств, то есть вдвое меньше! При этом, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, при прибытии транспортного средства на территорию РФ водитель должен предоставить документы для оформления внутреннего транзита в течение 30 минут. И если документы в порядке, оформление не должно занимать больше часа. На деле же — меньше трёх часов даже в самые лучшие времена не бывает.
Таможенники, в свою очередь, посетовали, что перевозчики недостаточно используют возможность предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на территорию РФ: портал Федеральной таможенной службы для предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах используется лишь в 7 случаях из 100. Однако же, как убедились перевозчики, применение этой технологии будет эффективно лишь при соблюдении двух условий. Первое. Если информирование станет обязательным, поскольку никакого «зеленого коридора» для «продвинутых» семи процентов не существует, и они стоят в той же очереди. Второе условие: если предварительная информация будет приниматься в том же формате, который уже третий год используется в Европейском Сообществе. Кстати, данные о товаре и каждом транспортном средстве в электронном виде постоянно поступают по каналам связи из Финляндии, но российские таможенники считают, что 14 заполненных финскими коллегами строк для оформления транзита недостаточно, и — «забивают» в компьютер еще 36.
Перевозчики же высказали пожелание сделать совместимым программное обеспечение пунктов весового инструментального контроля с программами инспекторов таможни. Усовершенствование позволит сэкономить время, которое сотрудники на весовом контроле тратят на рукописный ввод информации в бланк весового талона….
Всё зло — в … «рентгене»?
В ходе ещё нескольких совещаний (а за последние две недели их было четыре) представителями АСМАП была сформулирована основная проблема. По мнению перевозчиков, главная причина длительных простоев, ни много ни мало, заключается в нынешнем …статусе таможни, которая на границе занимается не столько учетом и проверкой перевозимых товаров, сколько исполняет фискальные функции, дублируя таким образом таможни назначения.
По мнению представителей АСМАПа, без коренного изменения идеологии проведения контрольных мероприятий в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, проблему очередей на границе не решить. Дело в том, что сегодня таможенники не используют систему управления рисками и практически все товары отправляют на «просвечивание», что значительно увеличивает время нахождения грузовиков в зоне таможенного контроля. Хотя логично было бы перенести все контрольные досмотры из пунктов пропуска — в места доставки, на внутренние таможни. Водители, получившие на МАПП предписание на досмотр, отправлялись бы под пломбой для проверки на внутреннюю таможню, которая для этого более приспособлена.
Итогом встреч стал протокол совещания, который был отправлен в Минтранс России с просьбой поддержать предложения АСМАП и направить их в Федеральное собрание РФ, Комиссию Таможенного союза и другие государственные структуры. В число предложений включили и пункт о временном лимите, во исполнение 12 пункта протокола совещания председателя Правительства РФ от 08.06.2011, согласно которому прохождение контрольных процедур, с учетом ожидания в очереди на въезд на территорию МАПП, не должно превышать 3-х часов. А оформление грузов с предварительным электронным информированием не должно занимать более часа, считают перевозчики. Они также настаивают на том, что случаи «облучения» на предмет выявления запрещенных товаров необходимо сократить до минимума.
В числе предложений также исключение незаконной практики принудительного и безусловного прекращения процедуры МДП (процедура обеспечения доставки товаров согласно конвенции МДП) на границе и, наконец, усовершенствование портала ФТС, его раздела по предварительному представлению сведений в электронном виде для возможности распечатки всех страниц электронной формы для внесения информации о «сборных» грузах.
Если Минтранс предложения поддержит, очереди останутся в прошлом, уверены перевозчики.
И не надо на меня "кричать". Мы с вами не так близки, чтобы давать полную волю эмоциям.
А в общем, как и везду тут, крик о проблеме без понимания сути, причин, без реального видения обстановки, без предложений. А чего не повозмущаться-то, если можно совершенно безнаказанно написать: "О ужас!" (проблема на выбор), и ткнуть пальчиком в любого, чья физиономия не укладывается в личный фейс-контроль.
Так что всё в "норме".
Как бы объяснить… У меня образование железнодорожное, и работал я на ж/д много лет. Хорошо знаю вопрос как изнутри, так и снаружи. И вот представьте себе, если я возьмусь обсуждать проблемы наших авиаперевозчиков, только потому, что я был в аэропорту и летал на самолёте. Как думаете, что получится?
"Шапочный" подход простителен рядовому читателю, но не профессиональному журналисту.
Перевозчики же, всего лишь представители участников ВЭД. Причём как самые страдающие в этой ситуации, так при этом и самые не компетентные.
Да, спасибо за "хорошего правокатора". А то здесь провокаторы как-то не очень.
Без всего этого, мои "тезисы" будут так же на уровне "болтовни на кухне".
Что касается статьи, то о какой конкретике вы говорите? О том, что периодически, из года в год, особенно зимой, перевозчики простаивают на границе сутками? Да, это так. Но это лишь констатация факта. Этим и надо было ограничиться, а не фантазировать на тему "кто виноват".
Кого-то статья порадовала — поднята проблема. Меня статья разочаровала. Это моё частное мнение. Насколько я понимаю, вы предлагаете мне либо сделать вашу работу, либо заткнуться? Что ж, возможно на вашем месте я сделал бы тоже самое.