Вездеходное путешествие в военное прошлое
«…Даю два сигнала – начинаем движение. Три сигнала – остановка, можно выходить. Чтобы меньше трясло – лучше прижаться друг к другу»… Так, с неожиданного инструктажа, началась наша субботняя экскурсия по местам жарких боёв Красной Армии с финскими войсками в период Зимней войны. А всё потому, что транспорт для путешествия необычный – спаренный пассажирский вездеход BV-206 «Лось» петербургского альянса компаний «Восток – Запад».
На производственной площадке фирмы собирают уникальные внедорожники на основе военной модели шведского десантного вездехода. Дублированная силовая установка и широкие резиновые гусеничные траки позволяют машине достигать самых труднодоступных мест в непростых погодных и природных условиях бездорожья, двигаться по болотам и даже форсировать водные преграды. Сборочный цех компании, расположенный в Сертолово, ежегодно выпускает до 15 самоходных машин в самых различных комплектациях для охотников, учёных, нефтяников, спасателей и экстремальных путешественников.
И для популяризации своей продукции, демонстрации возможностей оригинальной гусеничной техники и привлечения дополнительных инвестиций около трёх лет назад руководством было принято необычное решение – организовать экскурсионные программы на своих собственных вездеходах под эгидой Русского вездеходного общества. Начали с ближней Карелии: маршруты по Куркиёки с привлечением гидов — экспертов Русского географического общества, горному парку Ристиярви, окрестностям Тулмозерского чугунно-плавильного завода, мысу Бесов нос, экстремальной горе Воттоваара. Но и ближе к нам в Ленинградской области существует немало труднодоступных мест с исторически интересными объектами. Так возникло несколько экскурсионных направлений в места сражений времён финской войны: укрепрайон Инкиля, оборонительные сооружения в районе озера Глубокое, в окрестностях Суммаярви, переносящие нас к неоднозначным событиям вооружённого противостояния двух соседних стран.
Инициативу вездеходчиков организовать местный поход по местам боевых действий два года назад поддержал военный историк Баир Иринчеев, директор Военного музея Карельского перешейка. Он лично всё это время сопровождал экскурсионные группы людей интересующихся событиями восьмидесятилетней давности, делился своими обширными знаниями о событиях и цене победы в той самой «незнаменитой» войне, во время которой лихая песня «Принимай нас, Суоми-красавица, в ожерелье хрустальных озёр…» мотивировала советских солдат «освободить» финскую территорию. И, словно подтверждая историческую связь времён, в непосредственной близости от места нашей будущей экскурсии мирно спало покрытое тонкой коркой льда скромное озеро Желанное, помнящее канонады тысяч разрывающихся снарядов и всплески миллионов осколков. Во время нашего субботнего марш-броска место Баира Климентьевича занял его коллега – экскурсовод Виктор Аверкин, блестящий лектор, знаток и исследователь военного прошлого, который, в образе солдата Красной Армии, подробно рассказал нашей группе о знаковых исторических событиях Зимней войны 1939 года.
Погрузившись в вездеход, наша компания отправилась к одному из отрезков так называемой линии Маннергейма – комплекса инженерных оборонительных сооружений, возведённых финнами для защиты от наступления войск Красной Армии. Эти сооружения были в своём роде уникальными, они представляли собой несколько систем сдерживания атаки, использующих преимущества рельефа местности. Комплекс включал в себя заграждения из колючей проволоки, ДОТы, противотанковые надолбы, а также искусственно заболачиваемые районы. Общая длина линии Маннергейма составляла более 130 километров и обороняла места наиболее вероятного продвижения советских войск, от Финского залива до Ладожского озера. Вблизи места расположения объектов нашего интереса, недалеко от посёлка Каменка, раньше стояла деревня Сумма (ныне рядом располагается СНТ «Звёздочка»).
…Вездеход, натужно позвякивая катками и качая будками, казалось, не замечал препятствий на своём пути. Ни раскисший песок, не повалившиеся сучья, ни замёрзшая полынья, ни бурлящий ручей не останавливали бескомпромиссный «повелитель бездорожья». Не быстро, но уверенно машина везла нас к местам жарких полевых боёв, которые сегодня с трудом можно представить среди выросшего великолепия деревьев.
Первым объектом нашего путешествия стала артиллерийская стена, построенная финнами по всем стандартам фортификационного искусства для тестирования поведения бетонных конструкций при попадании в неё артиллерийских боеприпасов. Стена буквально искромсана десятками попаданий и рикошетов. Сердечники некоторых снарядов до сих пор блестят в глубине бетона, а оголённая сетка арматуры торчит, разорванная пополам беспощадными ударами железных болванок. Сегодня в нишах, проделанных боеприпасами, через десятки лет сметливые птицы свили свои гнёзда. Разрушительная работа снарядов создала нынче им дом и защиту. Эта стена не имела оборонительного значения во время боевых действий, но, по некоторым данным, советское командование визуально принимало её за действующий плацдарм обороны и проводило бессмысленный обстрел.
А между тем, действующие оборонительные позиции финских войск – ДОТы, которые являлись достаточно серьёзным препятствием на пути движения Красной Армии, были тщательно замаскированы на местности, и их расположение в начале наступательной операции не было даже достоверно известно. На всём протяжении финской оборонительной линии располагалось более 1000 ДОТов разной степени укреплённости. Двухметровая толщина наиболее оборудованных ДОТов не позволяла пробить их с фронта ни одним советским орудием. Даже сейчас, в подорванном виде, покосившиеся колоссы впечатляют толщиной своих стен, крыш, обилием арматурных прутьев и монументальной основательностью. На строительство некоторых из этих исполинов, имевших кроме боевых казематов хорошо развитую подземную бункерную часть, финское правительство потратило более 1 млн. финских марок, из-за чего эти огневые точки стали называть «ДОТами-миллионниками». В ходе нашей экскурсии мы посетили два из четырёх взорванных ДОТа. Взятие одного из них, «Поппиуса», в казармах которого размещалось около сотни финских бойцов, стало началом прорыва линии Маннергейма и знаковым событием, повлиявшим на победу СССР в Зимней войне.
…После всех обследованных бункеров, низких тесных лазов и подземных комнат, звенящей тишины подземных укреплений и звука капель воды в темноте переходов, захотелось снова вернуться в начало нашего пути. Обдумать всё увиденное, ощутить необычное чувство причастности и одновременно нереальности артефактов прошлого. В этом нам помогло завораживающее урчание вездехода, прорезающего речные русла и взбирающегося по отвесным тропам, возвращая нас в цивилизацию.
Организаторы тура дали нам приятную возможность подкрепиться бутербродами, гречневой кашей и поднять стопку чая за погибших героев. Ведь именно благодаря им Финляндия отодвинула свои границы, был наработан практический боевой опыт и выработаны ценные рекомендации для модернизации армии, нашедшие применение во время войны с фашистской Германией всего через полтора года…
Столбы с колючей проволокой, противотанковые гранитные надолбы, ставшие символом финских заградительных линий, разрушенные огневые точки каждый год притягивают в эти места исследо-вателей, волонтёров и обывателей. У каждого из них свой взгляд на исторические факты и своё понимание исторической правды и навязанной идеологии. Но в наше время кажется невероятным, что именно здесь состоялось кровопролитное сражение, ставшее предметом жарких дискуссий и о причинах военного конфликта, и о его последствиях для СССР и Финляндии.