На будущий год Выборгский кинофорум отметит полукруглую и уже достаточно солидную дату – 25-летие. Сегодня уже мало кто помнит, с чего все начиналось. Автору этих строк довелось в качестве репортера освещать работу первого «Окна в Европу».
«Окно в Европу» от других кинофестивалей отличается тем, что возник он сколь внезапно, столь же тихо и незаметно. Даже для принимающей стороны – Выборга и его обитателей. Как говорится, без труб и барабанов. Да и намерения организаторов «Окна» шли не от пропаганды «важнейшего из искусств», а от коммерции.
Бедственное положение российского кинематографа в начале девяностых требовало искать выход из этой ситуации. Переход от государственного финансирования к рыночной реальности и связанные с ним отсутствие средств на съемки фильмов, безработица среди актеров и почти полное отсутствие перспектив проката того малого, что было снято в этих невероятных условиях, побуждало обратить взоры на благополучный Запад. Дабы показать свой, хотя и малый, но весьма качественный, кинотовар лицом, привлечь покупателей, продюсеров.
Об этом свидетельствовало изначальное название задуманного кинодеятелями проекта: «Международный кинорынок-фестиваль «Окно в Европу». Выбор на Выборг пал из-за близости нашего города к сопредельной Финляндии и активного содействия, которое проявили мэр города Николай Васильевич Смирнов и обустроивший в наших краях летнюю свою обитель – «рыбацкий домик», как он его называл, выдающийся кинорежиссер Станислав Иосифович Ростоцкий. Светлая им память. После завершения Ростоцким съемок совместного советско-норвежского фильма «И на камнях растут деревья» (1989) реквизит — драккары викингов – был пришвартован у отеля «Дружба» и оставлен на память Выборгу, став впоследствии эмблемой «Окна в Европу».
Вернемся памятью в пасмурный декабрь 1993 года, в последнюю его декаду. В один прекрасный день кинотеатр «Выборг» украсился по фасаду выполненной краской по полотну информацией о том, что здесь проходит кинорынок-фестиваль. Фойе кинотеатра, тогда еще не имевшего у своего имени приставки «Палас» и соответствующего оформления, было разгорожено ширмами на ряд отдельных кабинок. Надо полагать, для переговоров с потенциальными покупателями и продюсерами. В зале же демонстрировались те немногие фильмы, которые предлагались вниманию зарубежному кинобизнесу. Помнится, один из них был «Барышня-крестьянка».
Однако с надеждой на коммерцию и с уклоном в международность, обозначенную в изначальном названии кинорынка-фестиваля, вышел крутой облом. Это с сожалением констатировалось на пресс-конференции, состоявшейся в маленьком банкетном зальчике, так называемом «кармане», ресторана отеля «Дружба». Это была, скорей, не пресс-конференция, а совещание организаторов по итогам первого дня. Поскольку, если бы не финская журналистка, я мог бы считать себя там единственным представителем СМИ.
Помимо организаторов и мэра города Н.В. Смирнова из кинотворцов помню только присутствие Марлена Хуциева, Микаэла Таривердиева. Кажется, был и Савва Кулиш. Полное отсутствие зарубежных гостей объяснила финская журналистка. В Европе начались рождественские праздники, так что вряд ли кто из зарубежных представителей кинобизнеса согласился бы пожертвовать одним из главных праздников в году ради никому не известного кинорынка.
О том, что «Окно в Европу» и впрямь малоизвестно, довелось убедиться вскоре после окончания этого совещания в «Дружбе». Из отеля рванул под проливным дождем на Пионерскую,4, где располагался корпункт областной газеты «Вести». Будучи собкором этой газеты, по совместительству работал на радио «Балтика». Мой выход в прямой эфир по телефону из Выборга был в вечернем выпуске новостей в 6 часов вечера.
Успел вовремя и после представления меня ведущим Валерием Татаровым начал с информации об открывшемся «Окне в Европу». Ведущий с явным недоумением попросил подробнее объяснить, что за фестиваль вдруг объявился в Выборге? Пришлось объяснить. В прямом эфире.
Не помню, чтобы о фестивале широко сообщалось в СМИ. В одном печатном издании появился, правда, иронический комментарий. Как показало время, вопреки всему фестиваль продолжил свое существование.
Первые свои годы он был истинно народным. Толпы выборжан и гостей города сопровождали колонну участников от отеля «Дружба» до кинотеатра «Выборг» перед которым проводилась церемония открытия. Фильмы демонстрировались бесплатно в кинотеатре «Выборг» и в «Родине». Яблоку негде было упасть на встречах с актерами и режиссерами, ладони болели от продолжительных оваций. Однако постепенно, начиная с пятого «Окна в Европу», фестиваль все более и более становился коммерческим. Платными стали кинопоказы, введены ограничения на аккредитацию местных журналистов, появились и прочие приметы обычной кинотусовки.
Так что для многих и для автора этих строк в том числе «Окно в Европу» — это прежде всего воспоминания об охватившей выборжан киноэйфории, об общении с актерами и режиссерами, о разрушившей наши представления о звездности великих их простоте и доброжелательности.