Парящие над Выборгом

Парящие над Выборгом

Симфонический оркестр Финского радио дал блистательный двухчасовой концерт на сцене городского Дома культуры

Ярчайшим событием в культурной жизни нашего города стало выступление 14 февраля музыкантов Симфонического оркестра Финского радио (RSO) под управлением именитого дирижёра Ханну Линту.

В этом году RSO отмечает своё 90-летие. Однако не это стало главной причиной гастрольного тура симфонического коллектива по трём городам России: 2017-й – год 100-летия независимости Суоми. И Выборг наряду с Москвой и Петербургом – в списке мест финских юбилейных культурных сюрпризов, которые начались в январе и продлятся до конца года.

Оркестр RSO, история которого началась в 1927 году с участия 10 музыкантов в радиопостановке, неоднократно выступал в России. Первый концерт состоялся в Ленинграде в 1963 году, последний – в 2009-м: музыканты играли опять-таки в Санкт-Петербурге в честь 200-летия Великого княжества Финляндского. Дирижёр Ханну Линту — выпускник Академии имени Сибелиуса по классу фортепиано, виолончели и дирижирования. Он лауреат первой премии Скандинавского конкурса в норвежском Бергене, в разные годы возглавлял филармонические оркестры в Тампере и Турку, работал и за пределами Финляндии. Известен тем, что в 2015 году в Токио с оркестром исполнил полный цикл симфоний Сибелиуса и получил высшую награду Финляндии для деятелей искусства — медаль Pro Finlandia.

13 февраля коллектив, состоящий из более сотни музыкантов, с успехом выступил в Москве, откуда через Петербург отправился в Выборг, оставив часть оркестрантов в Северной столице: к сожалению, выборгская сцена не способна вместить больше 70 человек. Впрочем, несмотря на тесноту (оркестранты разместились с трудом, сидели практически впритык) и немалую стоимость билетов, концерт удался: зал был полон, и коллектив без преувеличения восхитил своим профессионализмом, экспрессией и чистейшим звуком.

Концерт состоял из двух отделений. В первом оркестр исполнил произведения финских композиторов в разное время творивших в Выборге: урождённого петербуржца Эрнста Пянгу, который учился у Глазунова и Римского-Корсакова, но сделал свою карьеру в Финляндии; а также Вайно Райтио, родившегося в Сортавала и творившего по-новому под воздействием творчества Скрябина. Начали с исполнения сонаты Эрнста Пянгу, правда, без объявления названия и автора, что было единственным недостатком всего концерта. Довольно драматичное произведение зрители приняли аплодисментами. Когда же настало время для исполнения концерта для скрипки и виолончели с оркестром Вайно Ратио, на сцену поднялись солисты Петри Аарнио (скрипка) и Туомас Лехто (виолончель). Три этюда из концерта были исполнены просто бесподобно: дирижёр, казалось, играет вместе с музыкантами, которые воспринимали малейшее движение рук и малейшее движение дирижёрской палочки Ханну Линту.

Настолько прекрасны были и музыка, и исполнение, что если бы в тот самый момент я взялась писать картину, то изобразила бы финских музыкантов парящими над Выборгом: тёмно-синее небо, дирижёр магическими движениями разгоняет волшебную музыку, и ее невероятная сила поднимает вслед за оркестрантами зрителей, сидящих в зале…

Во втором отделении гости сыграли четыре части симфонии №3 «Героическая» Людвига Ван Бетховена. Восхищению публики не было предела – по окончании концерта зал (в котором, к слову, было довольно много финнов, приехавших в Выборг специально на концерт) долго аплодировал стоя. После чего дирижёр дал своим музыкантам знак, и они заиграли «Колыбельную» — произведение ещё одного уроженца Выборга Эдварда Армаса Ярнефельта. После чего зал снова встал и уже не садился.

Интервью с Ханну Линту мы записали накануне выступления.

— Завтра у вас концерт в Санкт-Петербурге, что будете играть?

— В России у нас две различные программы. Одну из них мы уже сыграли в Москве и завтра будем представлять в Санкт-Петербурге. В первом отделении это отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, а также концерт для скрипки Яна Сибелиуса. Думаю, совместить этих двух композиторов в одном концерте – чудесная идея ещё и потому, что, как мы знаем, Сибелиус обожал Чайковского, и когда Сибелиус был молод, Чайковский был всё ещё жив. Затем, во втором отделении, у нас симфония номер три «Героическая» Людвига Ван Бетховена. «Героическая» — часть для каждого из трёх концертов ещё и потому, что символически связана с Наполеоном: из-за Наполеона Финляндия стала частью Швеции, а после, за сто лет до обретения независимости – частью России. «Российское» время очень важно для Финляндии, как время становления страны, финской нации, ведь русский царь позволил нам использовать собственный язык, конституцию, систему управления и образования, — рассказывает Хану Линту.

— Как строится работа? Вас постоянно транслируют по радио?

— У нас есть микрофоны, камеры и концертный зал. Каждый концерт можно послушать по радио или посмотреть на нашем канале в интернете. Некоторые выступления показывают по телевидению. Московский концерт транслировали на радио. Таким образом мы заботимся о нашей культуре, языке, о нашей музыке. Вот почему наша компания существует, — продолжает Ханну Линту. — Безусловно, мы исполняем произведения всех выдающихся композиторов, но честь для нас играть произведения своих соотечественников, в том числе современников. У молодых композиторов есть возможность заявить о себе, — говорит дирижёр. — Мой любимый русский композитор – Скрябин. Но, конечно, я люблю Рахманинова, Чайковского, еще очень люблю Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Из современников выделяю Альфреда Шнитке и Софью Губайдуллину, Валентина Сильвестрова. Могу сказать, что музыка разных времён России очень важна для меня. На мой взгляд, в России есть 15 великих композиторов. У нас в Финляндии только один – это Ян Сибелиус. Однако есть много современников, которые очень важны для меня — это Магнус Линдберг, Кайя Саариахо – её мы только что записывали до того, как приехать сюда — и другие..

— Как вы ощущаете себя в Выборге?

— Мой отец родился на Ладоге, он был инженером, но я музыкант и живу в Хельсинки. Архитектура наших двух городов очень сходная: Выборг и Хельсинки строились примерно в одно и то же время. Я не чувствую сожаления от того, что Выборг не финский, но чувствую себя как-то странно, я бы даже сказал чуднО, потому что для меня это и Финляндия, и нет. Я признаю это место, но не знаю его. Лет 15-20 назад я слышал людей, которые говорили: мы должны забрать Выборг назад. Я так не считаю. Война есть война — разное случается. Единственное, о чём можно сожалеть, что важнейшая часть финской музыкальной культуры утрачена, её здесь больше нет. Вы знаете, после Хельсинки Выборг был главным музыкальным городом Финляндии. Местный оркестр был лучшим, и большие музыканты из Петербурга приезжали сюда играть. И это мы также хотим отметить своим приездом.

Фрагмент выступления оркестра в Выборге можно посмотреть на нашем сайте www.vyborg-press.ru

Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Парящие над Выборгом
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий