Симфонический оркестр Финского радио дал блистательный двухчасовой концерт на сцене городского Дома культуры
Ярчайшим событием в культурной жизни нашего города стало выступление 14 февраля музыкантов Симфонического оркестра Финского радио (RSO) под управлением именитого дирижёра Ханну Линту.
В этом году RSO отмечает своё 90-летие. Однако не это стало главной причиной гастрольного тура симфонического коллектива по трём городам России: 2017-й – год 100-летия независимости Суоми. И Выборг наряду с Москвой и Петербургом – в списке мест финских юбилейных культурных сюрпризов, которые начались в январе и продлятся до конца года.
Оркестр RSO, история которого началась в 1927 году с участия 10 музыкантов в радиопостановке, неоднократно выступал в России. Первый концерт состоялся в Ленинграде в 1963 году, последний – в 2009-м: музыканты играли опять-таки в Санкт-Петербурге в честь 200-летия Великого княжества Финляндского. Дирижёр Ханну Линту — выпускник Академии имени Сибелиуса по классу фортепиано, виолончели и дирижирования. Он лауреат первой премии Скандинавского конкурса в норвежском Бергене, в разные годы возглавлял филармонические оркестры в Тампере и Турку, работал и за пределами Финляндии. Известен тем, что в 2015 году в Токио с оркестром исполнил полный цикл симфоний Сибелиуса и получил высшую награду Финляндии для деятелей искусства — медаль Pro Finlandia.
13 февраля коллектив, состоящий из более сотни музыкантов, с успехом выступил в Москве, откуда через Петербург отправился в Выборг, оставив часть оркестрантов в Северной столице: к сожалению, выборгская сцена не способна вместить больше 70 человек. Впрочем, несмотря на тесноту (оркестранты разместились с трудом, сидели практически впритык) и немалую стоимость билетов, концерт удался: зал был полон, и коллектив без преувеличения восхитил своим профессионализмом, экспрессией и чистейшим звуком.
Концерт состоял из двух отделений. В первом оркестр исполнил произведения финских композиторов в разное время творивших в Выборге: урождённого петербуржца Эрнста Пянгу, который учился у Глазунова и Римского-Корсакова, но сделал свою карьеру в Финляндии; а также Вайно Райтио, родившегося в Сортавала и творившего по-новому под воздействием творчества Скрябина. Начали с исполнения сонаты Эрнста Пянгу, правда, без объявления названия и автора, что было единственным недостатком всего концерта. Довольно драматичное произведение зрители приняли аплодисментами. Когда же настало время для исполнения концерта для скрипки и виолончели с оркестром Вайно Ратио, на сцену поднялись солисты Петри Аарнио (скрипка) и Туомас Лехто (виолончель). Три этюда из концерта были исполнены просто бесподобно: дирижёр, казалось, играет вместе с музыкантами, которые воспринимали малейшее движение рук и малейшее движение дирижёрской палочки Ханну Линту.
Настолько прекрасны были и музыка, и исполнение, что если бы в тот самый момент я взялась писать картину, то изобразила бы финских музыкантов парящими над Выборгом: тёмно-синее небо, дирижёр магическими движениями разгоняет волшебную музыку, и ее невероятная сила поднимает вслед за оркестрантами зрителей, сидящих в зале…
Во втором отделении гости сыграли четыре части симфонии №3 «Героическая» Людвига Ван Бетховена. Восхищению публики не было предела – по окончании концерта зал (в котором, к слову, было довольно много финнов, приехавших в Выборг специально на концерт) долго аплодировал стоя. После чего дирижёр дал своим музыкантам знак, и они заиграли «Колыбельную» — произведение ещё одного уроженца Выборга Эдварда Армаса Ярнефельта. После чего зал снова встал и уже не садился.
Интервью с Ханну Линту мы записали накануне выступления.
— Завтра у вас концерт в Санкт-Петербурге, что будете играть?
— В России у нас две различные программы. Одну из них мы уже сыграли в Москве и завтра будем представлять в Санкт-Петербурге. В первом отделении это отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, а также концерт для скрипки Яна Сибелиуса. Думаю, совместить этих двух композиторов в одном концерте – чудесная идея ещё и потому, что, как мы знаем, Сибелиус обожал Чайковского, и когда Сибелиус был молод, Чайковский был всё ещё жив. Затем, во втором отделении, у нас симфония номер три «Героическая» Людвига Ван Бетховена. «Героическая» — часть для каждого из трёх концертов ещё и потому, что символически связана с Наполеоном: из-за Наполеона Финляндия стала частью Швеции, а после, за сто лет до обретения независимости – частью России. «Российское» время очень важно для Финляндии, как время становления страны, финской нации, ведь русский царь позволил нам использовать собственный язык, конституцию, систему управления и образования, — рассказывает Хану Линту.
— Как строится работа? Вас постоянно транслируют по радио?
— У нас есть микрофоны, камеры и концертный зал. Каждый концерт можно послушать по радио или посмотреть на нашем канале в интернете. Некоторые выступления показывают по телевидению. Московский концерт транслировали на радио. Таким образом мы заботимся о нашей культуре, языке, о нашей музыке. Вот почему наша компания существует, — продолжает Ханну Линту. — Безусловно, мы исполняем произведения всех выдающихся композиторов, но честь для нас играть произведения своих соотечественников, в том числе современников. У молодых композиторов есть возможность заявить о себе, — говорит дирижёр. — Мой любимый русский композитор – Скрябин. Но, конечно, я люблю Рахманинова, Чайковского, еще очень люблю Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Из современников выделяю Альфреда Шнитке и Софью Губайдуллину, Валентина Сильвестрова. Могу сказать, что музыка разных времён России очень важна для меня. На мой взгляд, в России есть 15 великих композиторов. У нас в Финляндии только один – это Ян Сибелиус. Однако есть много современников, которые очень важны для меня — это Магнус Линдберг, Кайя Саариахо – её мы только что записывали до того, как приехать сюда — и другие..
— Как вы ощущаете себя в Выборге?
— Мой отец родился на Ладоге, он был инженером, но я музыкант и живу в Хельсинки. Архитектура наших двух городов очень сходная: Выборг и Хельсинки строились примерно в одно и то же время. Я не чувствую сожаления от того, что Выборг не финский, но чувствую себя как-то странно, я бы даже сказал чуднО, потому что для меня это и Финляндия, и нет. Я признаю это место, но не знаю его. Лет 15-20 назад я слышал людей, которые говорили: мы должны забрать Выборг назад. Я так не считаю. Война есть война — разное случается. Единственное, о чём можно сожалеть, что важнейшая часть финской музыкальной культуры утрачена, её здесь больше нет. Вы знаете, после Хельсинки Выборг был главным музыкальным городом Финляндии. Местный оркестр был лучшим, и большие музыканты из Петербурга приезжали сюда играть. И это мы также хотим отметить своим приездом.
Фрагмент выступления оркестра в Выборге можно посмотреть на нашем сайте www.vyborg-press.ru