«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение

«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение

Первый международный фестиваль собрал в Выборге юные таланты.

Проведением в Выборге первого международного детско-юношеского фестиваля «Поющая Балтика» запомнился День защиты детей. Организованный Фондом Вячеслава Лупачева музыкальный праздник собрал 1 июня 200 певцов из хоровых коллективов финского Оулу, Таллинна, Санкт-Петербурга, Соснового Бора и Выборга. В заключительном концерте во Дворце культуры юные певцы выступили вместе с хором и солистами Мариинского театра и Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром. Вход для зрителей был свободный, и выборжане могли в полной мере оценить грандиозность этого проекта.

Не повезло в этот день с погодой: северный ветер с дождем и градом то и дело прогонял людей под крыши, но открытие фестиваля во дворе Выборгского замка все же состоялось. Гостей и участников приветствовали глава Выборгского района Дмитрий Никулин и председатель правления фонда Елена Ларина. Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением Игоря Грибкова поднял настроение присутствующим яркими курточками и не менее ярким исполнением хитов Вячеслава Бутусова, Бориса Гребенщикова, рок-групп The Beatles и Queen.

Эстонский девичий хор «Эллерхейн» (дирижёр Ингрид Кырвитс) выступил в соборе Петра и Павла. Возвышенное и нежное пение так соответствовало месту, что выборгские слушатели не хотели уходить домой. «В церкви была такая публика, что наши дети как будто бы поднялись в воздух. Это был обмен эмоциями», — сказала Ингрид Кырвитс, извинившись за свой русский язык, на котором не разговаривала 25 лет. Благодаря фестивалю нам стали известны имена эстонских композиторов Аннели Мяэотс, Велью Торми, Расмус Пуур и пишущей красивую музыку юной Мари Юрьенс.

В лекционном зале библиотеки Алвара Аалто выступил хор «Мадетойя» музыкального колледжа города Оулу. Руководитель Йоханна Кемппайнен отметила, что это лучший зал для их выступления. Понятно, что особые чувства вызывает библиотека, построенная по проекту соотечественника. Вдобавок волнообразный потолок, дающий прекрасную акустику, и зал, позволивший певцам, взявшись за руки, длинной цепочкой (более 30 человек) пройти с песней между рядами. К фестивалю готовились в январе – апреле. Выбрали репертуар, дающий представление о лучших образцах народной музыки и произведениях выдающихся композиторов на стихи классиков финской литературы. Как, например, «Песня о белочке» и «Песня моего сердца» на стихи поэта XIX века Алексиса Киви, такого же любимого и живого классика для финнов, как Пушкин – для русских. Незаслуженно находящимся в тени Яна Сибелиуса назвала г-жа Кемппайнен его ученика, романтика Лееви Мадетойя, родившегося в Оулу и снискавшего особое уважение земляков. Для знакомства с его творчеством были выбраны произведения «Я смотрю, как течет река» и песня о Финляндии на стихи Вейкко Коскенниеми. Молодые люди (с зелеными ленточками, повязанными на правую руку, парни — в белых рубашках и темных брюках, девушки – в разноцветных платьях) выступали очень вдохновенно, было видно, что пение доставляет им радость, которая передалась и зрителям, вызвавшим хористов на «бис».

Финал фестиваля из-за погоды пришлось перенести с Певческого поля, как было задумано первоначально, во Дворец культуры. Для сводного хора участников фестиваля выбрали кантату немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурана», вошедшую в мировую музыкальную классику ХХ века. Юные исполнители получили возможность выступить в сопровождении Государственного симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств России Андрея Петренко, с хором Мариинского театра и солистами Анной Денисовой, Дамиром Закировым и Антоном Петряевым (хормейстер Павел Петренко). Принял участие также хор мальчиков школы искусств «Балтика» из Соснового Бора (хормейстер Татьяна Славина). Достойно представил Выборг хор «Откровение» (хормейстер Серафима Решетникова).

«Это пилотный проект, но это пилот хорошего качества. Здесь царит настоящая фестивальная атмосфера», — заметил Игорь Грибков. По мнению руководителя продюсерского отдела Мариинки Юлии Бройдо, «у города, который хочет развиваться, должна быть своя «фишка». И «Поющая Балтика», без сомнения, ею стала. Дипломы участникам фестиваля подписал сам маэстро Гергиев. У него с Выборгом давние связи. В 2001 году на открытой площадке Выборгского замка начался уникальный проект «Опера под открытым небом». Координатором проекта был Вячеслав Лупачев, заслуженный артист России, более 30 лет прослуживший в Мариинском театре. В одном из интервью он сказал: «В Выборге накоплены богатые музыкальные традиции. Я знаю, что здесь когда-то было два театра, симфонический оркестр, множество хоров, Певческое поле… Все это можно и нужно возрождать».

Для продолжения начатого известным музыкантом был создан фонд его имени. Председатель фонда Елена Ларина, вдова Вячеслава Лупачева, и ее единомышленники видят свою задачу в поддержке молодых талантов, организации фестивалей и программ для детей и юношества. Фонду Вячеслава Лупачева оказали содействие администрация Выборгского района, спортивный клуб «Фаворит». Его партнерами стали группа компаний «РУМПУ», компания «Невафильм», проектный институт «Геореконструция».

А вообще идея фестиваля детских хоровых коллективов в Выборге не нова. В 90-е годы Анита Устинова при поддержке местной администрации проводила фестиваль «Руна Балтики». На три дня город всецело был отдан детям, в Аннинских укреплениях водили хороводы вокруг костров, ребятишки стайками бегали по улицам за Дядюшкой ЭрБе. Эту роль старого «морского волка» в тельняшке, огромных башмаках, с головой из папье-маше исполнял с задором Николай Устинов, теперь заслуженный артист России. Хорошо, что семена, посеянные доброй рукой, дали новые всходы.

«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
«Поющая Балтика»: и мастерство, и вдохновение
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий