Приморск: от Байконура — к «Морскому старту»

Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»

Международный день авиации и космонавтики, 55-летие со дня первого полета Юрия Гагарина отметили в Приморске и в поселке Ермилово. Полвека отдали местные жители работе по подготовке к запуску кораблей с космодрома Байконур. Бывшие сотрудники Приморского научно-технического центра ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва считают 12 апреля своим главным праздником, а себя – ветеранами космической отрасли. В этот день они собрались вместе, чтобы еще раз вспомнить, как это было.

В свое время Приморск журналисты даже именовали «космической столицей Ленобласти». Первые работники центра жили в общежитии поселка Ермилово, затем было принято решение сделать Приморск городом-спутником. Всем, что построено в 60-80-е годы, а это большая часть многоэтажных домов, котельная, больница, детские сады, стадион и спортивный зал, город обязан Приморскому филиалу КБ «Энергомаш» (так называлось предприятие в период расцвета). Сегодня людям тяжело видеть, как разрушаются дома, знать, что территория предприятия, уж не существующего, разграблена частными владельцами. Депутат областного ЗакСа Ильдар Гилязов сравнил работу КБ с первой ступенью ракеты: она сгорает за секунды, но без нее ракета не могла бы взлететь. По прошествии лет значение этой работы в достижениях страны по освоению космоса видится особенно четко.

Официальной датой рождения предприятия считается 20 марта 1958 года. Но испытание первого ракетного двигателя в лесу, на площадке между Финским заливом и озером Высокинским, было проведено в 1953 году. Владимир Руденко, выпускник МВТУ им. Баумана, обеспечил выполнение задачи: сравнить результаты работы двигателя на моноокиси фтора и кислороде.Когда он привёз на базу первый испытательный стенд, на берегу озера стояли только два финских домика и землянка, в которой размещался контрольно-пропускной пункт. Стенд везли на пятитонке в сопровождении «студебеккера». Первый движок, на котором проводили испытания, имел тягу всего на 50 кг.

Еще раньше, в 1946 году, неподалеку от этого места была организована первая в стране учебно-экспериментальная база (испытательная станция) кафедры химической энергетики «Техноложки», предназначенная для проведения исследований в области прикладной физики взрыва и переработки взрывчатых материалов. Ее руководитель с 1965 года, доктор технических наук, профессор Александр Сергеевич Афанасьев, присутствовавший на празднике, рассказал о тесном сотрудничестве с Приморским филиалом.

С риском для жизни

«Нас наше дело, может быть, прославит», — пели в своём гимне первые испытатели. Теперь это очевидно. За свою историю предприятие выполнило четыре основные задачи: освоение токсичных высокоэффективных компонентов, стендовая отработка от экспериментального образца до товарной машины двигателя «Курс» для ракеты «Зенит», стендовая наземная отработка объединённой двигательной установки для многоразового космического корабля «Буран» и участие в проекте «Морской старт». В перспективе была работа по испытаниям двигателей мягкой посадки на Марс.

«Жидкий фтор – очень агрессивный продукт, требующий большой осторожности. В случае пролива горело все: металл, бетон», — вспоминает инженер-экспериментатор Евгений Цыбин. Об одном случае, известном раньше только в узком кругу, рассказал бывший начальник экспериментально-исследовательского отдела Александр Николаев: «Во время испытания потек фтор, и Владимир Петрович Сороковиков мгновенно принял решение: не отключаться, продолжать выжигать его. Протечка 4,5 тонн могла обернуться трагедией и для сотрудников предприятия, и для жителей близлежащих селений, в том числе Ермилова. Для того, чтобы принять такое решение, надо было иметь очень большой опыт и смелость». О другом экстремальном случае рассказал бывший испытатель специзделий Виктор Антонов. Во время последнего испытания фторного двигателя инженер Валерий Тепляков под угрозой взрыва увеличивал время испытания до тех пор, пока не был израсходован весь фтор. Время работы двигателя составило более 2000 секунд, что было потрясающим результатом, который, к сожалению, уже не пригодился, так как использование фтора было запрещено.

Нормальное отключение

«Пускачи» были фанатиками, одержимыми мечтой. Их глаза и сейчас горят задором, когда в памяти встают годы работы, которые многие называют лучшими в своей жизни. Инженерами были выпускники «ВОЕНМЕХа», которые проходили здесь преддипломную практику и защищали дипломы, как Виктор Волков и многие другие. «Это было перспективное предприятие, обладающее высокообразованным, молодым по возрасту и своему оптимизму коллективом и всеми производственными службами, необходимыми для развития», — говорит когда-то возглавлявший отдел Борис Новичков. В нем до сих пор живы ощущения, когда после команды «Внимание, двенадцатый! Вводится особый режим!» начиналось испытание. «И вот пальцы правой руки располагаются возле кнопки «Аварийное отключение», резкий выдох со словом «Пуск», и в течение секунд стендовое пространство заполняется ревом двигателя, торжествующе дымит «Парфенон» (дегазационное сооружение), подмигивающий секундомер на табло отсчитывает «медленные» секунды, уровнемеры подтверждают опорожнение емкостей и, наконец, самый лучший в наступившей тишине доклад автоматика: «Нормальное отключение». В такой обстановке и вырастали настоящие инженеры-испытатели, осознающие ответственность и значимость каждого своего шага».

Филиал связывала с «ВОЕНМЕХом» и научно-исследовательская работа. Кандидаты технических наук ОлегДаньков и Дмитрий Сологубов вспоминают, как в сжатые сроки на предприятии переоборудовались стенды для проведения в условиях, максимально приближенных к натурным, экспериментальных исследований с различными типами жидкостных ракетных двигателей, в том числе двигателем второй ступени системы «Энергия – Буран».

На пике славы

Удача не падала с неба. Людмила Цыбина, работавшая главным экономистом, и директор Владимир Елфимов ездили в КБ «Энергомаш», добивались, чтобы именно Приморскому филиалу дали работу над темой «Буран». Так объединенная двигательная установка орбитального корабля «Буран» появилась на стенде В-1. Это было время наивысшего подъема. Москва ждала сообщений из Приморска, так как от успеха здесь зависело, состоится ли полет. Начальник стенда Борис Коровкин теперь уже не скрывает, что была неудачная попытка, когда стенд горел, и его пришлось полностью восстанавливать для продолжения испытаний. Но вся остальная работа прошла отлично и в срок. Высокую оценку инженеры дают рабочим. Ими восхищался и директор, называя настоящими асами.

По контракту с НПО «Энергия» американская фирма Pratt&Whitney из штата Флорида выбирала среди наших двигателей, работающих на экологически чистом топливе, двигатель для использования на своих носителях. Два двигателя РД120, которые в 70-80 годы прошли испытания на 101 стенде Приморского филиала и используются в ракетоносителе «Зенит», попали в проект SEALAUNCH — Морской старт. Платформа «Одиссей» собиралась в плавучий комплекс на Выборгском судостроительном заводе, а специалисты Приморского филиала монтировали на ней энергетическую систему для обеспечения сжатыми газами стартового комплекса. Кроме того, участвовали в разработке береговых систем заправки платформы и сборочно-командного судна для проведения автономных и комплексных испытаний. А одному специалисту из Приморского НТЦ РКК «Энергия», Борису Коровкину, посчастливилось оказаться в Калифорнии, в порту Лонг-Бич, и 22 января 1999 года наблюдать первую тренировочную операцию по установке ракетоносителя «Зенит» на пусковой стол стартовой платформы «Одиссей».

Приморский НТЦ РКК «Энергия» официально прекратил существование в 2006 году, став легендарной страницей истории космической отрасли страны.

Жили одной семьей

Предприятие вносило бурную струю в жизнь Приморска. Инженеры ЭВМ Алла Щиплецова и Нина Целикова в 1976 году начали обучать старшеклассников основам информатики и вычислительной техники, за десять лет до официального введения этого предмета в школьную программу, и дали путевку в жизнь программистам, работающим сегодня в стране и за рубежом. Методист физкультуры Иван Лукьянчиков рассказывает о том, с какой радостью все участвовали в спартакиадах, а их проводили круглый год по тринадцати видам спорта. В слетах по ориентированию подружились с такими же задорными работниками ВСЗ. Юрий Балашов напомнил, как все отделы с энтузиазмом принимали участие в строительстве стадиона и спорткомплекса.

Совместный труд и отдых сплотил в единую семью. Сегодня и глава Приморского городского поселения Светлана Рыжова, ставшая инициатором праздника, чувствует себя частью этой семьи (она – дочь супругов Щиплецовых). Приморчан привезли на автобусах в Ермилово, поскольку в Приморске уже нет зала для подобного мероприятия. Ветераны посмотрели документальный фильм с воспоминаниями работников филиала, концерт с участием приморских и ермиловских детей, воспитанников творческих студий, и с удовольствием попели песни своей молодости.

Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Приморск: от Байконура - к «Морскому старту»
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий