Сегодня Москва, завтра — Питер

30 лет назад в нашем городе снимали телефильм «Жизнь Клима Самгина»

В начале 80-х годов прошлого века советские власти решили широко отметить 120-летие со дня рождения Максима Горького, приходившееся на март 1988 года. К знаменательной дате начали готовиться заранее. В список юбилейных мероприятий входила и экранизация романа знаменитого пролетарского писателя «Жизнь Клима Самгина». Эпохальное произведение, конечно, не вместилось бы в формат кинофильма, поэтому решили снять телеверсию, поставить которую поручили питерскому кинорежиссёру Виктору Титову.

Телесага превзошла телеповесть

Виктор Абросимович до того успешно работал в жанре телеэкранизации, в частности, снял ленту «Открытая книга» по одноимённому роману Вениамина Каверина. Съёмочной базой, естественно, стал «Ленфильм», заказчиком являлось Гостелерадио СССР, а саму картину снимали, преимущественно, в европейской части Советского Союза, прежде всего, в Москве и Ленинграде. Выборгу пришлось предстать на экране и столицей Российской империи начала ХХ века, и Златоглавой.

Фильм «Жизнь Клима Самгина» побила рекорд многосерийности в советском кино: 14 серий(!). Больше только у телеповести «День за днём», снятой в начале 70-х годов (17 серий), но нужно учесть, что серии там короче, да и снимали ленту, в основном, в студии. К реализации проекта Титов привлёк огромное количество первоклассных актёров: Александр Калягин, Валентин Гафт, Алексей Жарков. Светлана Крючкова, Андрей Болтнев, Наталья Гундарева, Михаил Глузский. Сергей Колтаков, Армен Джигарханян…

Главного персонажа сыграл тогда никому не известный Андрей Руденский, а в одной из основных ролей снялся ленинградский актёр Яков Степанов, воспитанник Выборгского народного театра Бориса Фурнэ.

Горький важнее учёбы

В нашем городе съёмочная группа находилась в ноябре-декабре 1986 года. Снимали отнюдь не похороны отца Клима, который, согласно роману, скончался в финском Выборге, а сцены Кровавого воскресенья 1905 года в Санкт-Петербурге, похороны большевика Николая Баумана и декабрьское вооруженное восстание того же года в Москве. Потребовалась большая массовка, и на призыв киношников охотно откликнулись горожане: нужны были и взрослые, и дети, и молодёжь.

Школьники с удовольствием записывались на массовые сцены, тем более, что за съёмки платили по пять рублей. Рассказывают, что гороно обратилось к учителям с просьбой не ругать прогульщиков, ведь Горький как-никак – это классика! Взрослым платили побольше – в пределах семи-десяти рублей. Отобранным в групповку сулили рублей 15. Для середины 80-х – неплохие деньги, за период съёмок можно было подзаработать.

Для сцены похорон Баумана понадобились много молодёжи, которых одели в студенческую форму начала века. Снимали на Театральной площади (теперь — Соборной). День выдался промозглый, ветреный, несмотря на зимнее время года, накрапывал дождь. Сняли несколько дублей, и Виктор Титов поблагодарил участников за терпение. Самыми предусмотрительными оказались несколько выборжан, захвативших на съёмки фляжки с горячительным, которое оказалось весьма кстати.

Через несколько дней местом съёмок стали исторические кварталы старого города. Если Театральная площадь «сыграла» Москву, то Крепостная, Красноармейская и улица Водной Заставы изображали уже город на Неве. По замыслу, толпа рабочих направлялась к Зимнему дворцу, дорогу им преграждали жандармы. Массовка двинулась со стороны завода «Электроинструмент», где к ней присоединились актёры Андрей Руденский и Андрей Харитонов. Виктор Титов, узнав о названии выборгского завода, заметил, что в молодости он работал на одноимённом предприятии в Ростове-на-Дону, чем вызвал одобрительный гул у выборжан.

Кто умеет креститься?

Участникам массовых съёмок строго предписали не смотреть в сторону камер и не улыбаться, тем более, не смеяться. Если это задание выборжанам, в принципе, было понятно, то просьба во время прохода по улице с дореволюционным российским триколором, хоругвями, иконами и портретами Николая Второго периодически креститься, поставила многих в тупик. Как правильно осенять себя крестным знамением, тогда знали далеко не все. Пришлось обратиться к служащим Спасо-Преображенского собора, проведшим оперативный «ликбез».

Массовка несколько раз прошла по улице Водного Колодца по направлению к заливу, где массу встретили конники в форме жандармов, специально для съёмок вызванные из Ленинграда. К сожалению, без улыбок и смеха не обошлось, что заметно при сцене разгона демонстрантов. Но не переснимать же бесконечно, к тому же все здорово замёрзли.

В гарнизонном Доме офицеров у ленфильмовцев находились и костюмерная, и касса, куда приходили за деньгами актёры массовых сцен. Но однажды, в назначенный день, помещение, где производили расчет, оказалось закрыто, среди горожан прошёл слух, что денег не дадут, а ответственный сотрудник якобы скрылся чуть ли не со всей кассой. Но через пару дней ситуация разрешилась, хотя слухи о том казусе быстро разошлись по городу.

Премьера «Жизни Клима Самгина» состоялась, как и было задумано, в канун дня рождения Горького, в марте 1988 года, а снималась лента около четырёх лет. К сожалению, талант Виктора Титова, создавшего массу прекрасных фильмов (достаточно вспомнить хотя бы «Здравствуйте, я ваша тётя»), не был должным образом отмечен при жизни. Его единственная награда за работу в отечественном кинематографе – приз за вклад в российское кино, который Виктору Абросимовичу, и это символично, вручили в Выборге в 1999 году на очередном фестивале «Окно в Европу». Через год мастер ушёл из жизни.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий