Пресса, полностью ушедшая из «бумаги» в сеть, рискует раствориться среди себе подобных. Кроме Старого нового года, который наша страна отмечает как финал затяжных каникул, завтра, 13 января, сотрудники средств массовой информации поднимут бокалы в честь ещё одного старейшего праздника – Дня российской печати.
Этот праздник – не то чтобы со слезами на глазах, но с некоторых пор приобрёл оттенок горечи и тревоги. В первую очередь – для журналистов, работающих в редакциях газет, которые ещё шуршат и пахнут типографской краской, в печатных СМИ, тиражи которых если не падают, то уж точно не растут. Неуклонно уменьшается и количество изданий.
Так, по данным Роскомнадзора, за первое полугодие 2017 года было зарегистрировано 1701 новых СМИ, из них 639 — печатных, в то время как за аналогичный период 2016 года появилось 1595 новых СМИ, большая часть из которых, 932 – выходили на бумаге. То есть общее количество — выросло, в то время как доля регистрируемых печатных изданий в 2017 году снизилась.
Если копнуть глубже, то картина ещё печальнее — за тот же период 2017 года была аннулирована регистрация 1623 СМИ, преимущественно – бумажных: закрылось 1025 печатных изданий. Если из этого числа вычесть 639 вновь зарегистрированных, получим, что своё существование прекратили 386 газет и журналов. Да, а в целом, по состоянию на 30 июня 2017 года, в общероссийском реестре средств массовой информации было 79 013 действующих СМИ, из них 53 910 — печатных.
Конечно же, основная причина – всеобщая «интернетизация». Зачем покупать печатную прессу, если обо всём можно прочитать в сети? Газетам, в том, что касается новостей, не угнаться за блогерами – сейчас, с появлением смартфонов, время от события до момента публикации не то что сократилось – оно сошло на нет. Не нужно быть журналистом, чтобы запустить видеотрансляцию с места события, будь то авария, митинг или концерт, опубликовать фото и получить десятки, сотни комментариев, в которых представлен весь спектр оценок и мнений!
По данным Mediascope, аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 миллионов человек, это 71 % от всего населения страны. Очень большая цифра, и процесс продолжается. И пресса, следуя этому тренду, уходит в сеть. Правда, россияне пока не спешат подписываться на электронные СМИ. Но подрастает поколение, которое готово платить за контент. Молодежь покупает игры в Steam, сериалы Netflix и кроссовки на Amazon. Судя по всему, эти люди, когда придёт время, заплатят и за получение информации.
По-прежнему актуальны традиционные аргументы в защиту печатной прессы: люди продолжают читать книги, напечатанные на бумаге, несмотря на доступность электронных носителей. А телевидение не убило ни радио, ни театр, при этом устояло перед интернетом. Одна из причин, вероятно, в том, что способность человека поглощать информацию ещё не достигла своего предела, несмотря на возросшие в тысячи раз её объемы. И общественность никогда не перестанет интересоваться новостями, по каким бы каналам они не передавались.
При этом, как отмечают аналитики, наметилась новая тенденция: люди устают от фейковых новостей и посредственного контента, вместе с конкуренцией усилился и информационный шум. И вот тут, в момент усталости, читатель обращается к СМИ, пусть электронным. Блоги, социальные сети – это пространство, для которого характерна анонимность и безответственность. В то время как СМИ, даже в интернет-варианте, отвечают за свои публикации и перед законом, и перед читателем, не прячась за «никами».
Это к тому, что пресса, как таковая, останется. Так что же с печатными СМИ, в чём их преимущества? Ну, во-первых, в газету не заберётся компьютерный вирус и у неё не сядет батарейка… А если серьёзно — по данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), 40% взрослого населения ежедневно читает газеты.
А в отраслевом докладе Роспечати говорится: традиционные газеты и журналы, полностью ушедшие из «бумаги» в интернет, как правило, достаточно быстро растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов. «Поэтому бумажная версия, даже как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой, собственно, и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране, должна выходить как можно дольше. В идеале — всегда», — считают авторы доклада.
Что касается Выборгского района, по заказу областного комитета по печати был проведен анализ аудитории местных СМИ. Результаты для нашего издания оказались обнадеживающими. Выяснилось, что нас читают 23% населения района – это при том, что газета распространяется только в городе. А по рейтингу узнаваемости газета «Выборгские ведомости» обогнала даже «Аргументы и факты». Спонтанный рейтинг «ВВ» составил 15%, наведённый – 47%, у «АиФ» — 24 и 34 процента, соответственно. Как считали – отдельная тема. А пока – с праздником, коллеги!