День учителя — замечательный праздник, к которому причастен каждый. Потому что у всех нас есть учителя. Или были в прошлом. Даже через десятилетия после окончания школы мы помним любимого учителя, самого главного в нашей жизни.
Как становятся таким учителем? Очевидно, у каждого свой путь. Для учителя-словесника Ольги Колодяжной он начался в Выборге. Она приехала в наш город, на родину своего отца, после окончания вуза, и в течение 13 лет преподавала русский язык и литературу в средней школе № 12. Затем ее пригласили работать в английскую гимназию № 11, где уже третий год Ольга Владимировна обучает пятиклассников и семиклассников. Все годы работы в школе она занималась классным руководством, сегодня Ольга Колодяжная классный руководитель 7-б. Гимназисты из ее класса не сомневаются, что им очень повезло, потому что уроки русского языка и литературы проходят у них интересно и нестандартно.
Кроме того, уже два года подряд Ольга Колодяжная летом, в августе, возит своих учеников на две недели в Пушкиногорье, в поэтическое место — Тригорское, в рамках программы «Доброхоты». Ольга Владимировна говорит, что автор этой программы ее коллега, учитель истории Вещевской школы Ольга Крайнова. Там создана своеобразная база для детей — «Территория детства». Вместе они привозят туда своих учеников, и с ребятами живут и работают в знаменитой усадьбе друзей Пушкина, помещиков Осиповых-Вульф, находящейся на территории Пушкинского заповедника. Это место воистину ставшее для поэта вторым домом в период ссылки в Михайловское — не случайно он называл его «приют сияньем муз одетый».
то делают там выборгские школьники? Занимаются прополкой дорожек, очищают пруды, собирают сено. Работа эта детям очень нравится, хотя, как говорит Ольга Владимировна, условия там спартанские, но это сплачивает детей, они учатся работать в команде, и самое главное, считает учитель, ее ученики понимают, что могут реально помочь. Да и само место, воспетое поэтом, удивительное — там хочется творить. У ребят уже есть традиция — собираться после работы на сеновале и читать стихи Пушкина. Здесь, в Тригорском, на берегу реки Сороть, пушкинские строки звучат по-особенному, сама окружающая природа и усадьба располагают к поэтическому восприятию действительности.
Кроме Псковщины, классный руководитель ездила со своими учениками в Гатчинский район, в деревню Выра — в «Дом станционного смотрителя», первый в нашей стране музей литературного героя. Побывали школьники в Рождествене — в усадьбе Владимира Набокова, в Суйде — в музее-усадьбе Ганнибала и в деревне Кобрино — в домике пушкинской няни Арины Родионовны. Конечно же, познакомились с Царскосельским лицеем в городе Пушкине, где учился поэт. Все эти «литературные» путешествия не исключили и поездок в петербургские театры, в Ботанический сад. Теперь у Ольги Владимировны намечены для экскурсий пушкинские «маршруты» в Петербурге. А в дальнейшем — Петербург Гоголя, Блока, Ахматовой. Она говорит, что ребята из ее класса очень любят такие путешествия, берут с собой рюкзачки с бутербродами и чаем, и с большим интересом изучают новые для них места.
Но не только этим увлекаются ученики Ольги Владимировны. Она еще и руководитель кружка «Юный журналист», где не только ученики ее класса, но и пятиклассники, и ребята постарше учатся писать газетные материалы, знакомятся с жанрами журналистики, издают свою школьную газету «School time”, название которой выбрал школьный парламент — ведь гимназия английская. Гимназисты сами занимаются компьютерной версткой своего печатного органа, это шесть станиц формата А4. Ребята публикуют в нем свои творческие работы — стихи и рассказы, делятся впечатлениями о поездках, рассказывают о школьных проектах и событиях, поздравляют учителей. Уже дважды Ольга Владимировна ездила с детьми на семинар по школьной журналистике в Санкт-Петербург.
Вообще для учителя-словесника очень важно, чтобы ее ученики читали книги. Ольга Колодяжная говорит, что сначала всегда возникают трудности, потому что современные дети в наш компьютерный век очень мало читают. Поэтому свою задачу педагог видит в том, чтобы привлечь их внимание к литературе, и это у нее получается. В прошлом году она побывала на международном книжном салоне в Санкт-Петербурге, где состоялись интересные встречи с писателями, издателями, художниками и продавалось много современной литературы, в том числе и для детей. Она купила кучу книг, познакомилась с писательницей Мариной Аромштам и пригласила ее в гости в свою школу в Выборг. Та обещала приехать. Своим ученикам Ольга Колодяжная предложила прочитать эти книги и поделиться впечатлениями об авторе и о героях, провести презентации. Это вызвало большой интерес у гимназистов, они просили книги для прочтения еще и еще. У них проснулся интерес к литературе, и такой поворот событий не может не радовать педагога. А еще ученики просят своего учителя инсценировать литературные произведения, которые они изучают, собственно, короткие, буквально пятиминутные инсценировки на уроках у них и так бывают. Но детям хочется большего. Ольга Владимировна говорит, что у нее есть мечта — создать школьный театр.
В прошлом году Ольга Колодяжная принимала участие в районном этапе конкурса «Классный — самый классный» и стала победителем в номинации «Классный руководитель 5-11 классов». Четыре года назад она участвовала еще в одном популярном в педагогической среде конкурсе — «Учитель года», где заняла второе место в номинации «Профессионализм и мастерство». Ольга Владимировна — лауреат национального приоритетного проекта «Образование» за 2009 год.
У педагога большая нагрузка — 32 часа в неделю, но у нее хватает сил и энергии, чтобы быть для своих учеников тем интересным человеком, с которым можно поговорить обо всем, путешествовать, отдыхать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания урока ребята могут оставить ей на доске признания в любви, а на полочку, где обычно лежит мел, положить конфету.
С праздником, дорогие учителя! И спасибо вам за все.