В городской библиотеке отметили 120-летие Алвара Аалто.
Большим праздником стало 3 февраля для сотрудников центральной городской библиотеки. В этот день исполнилось 120 лет со дня рождения ее создателя, выдающегося финского архитектора Алвара Аалто. На его родине в двух городах, Хельсинки и Ювяскюля, прошел День архитектуры, ознаменовав открытие юбилейного года Аалто. Выборгская библиотека подготовила для читателей и гостей познавательную и увлекательную программу. Поздравительную телеграмму по этому поводу прислал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Из 11 библиотечных зданий, спроектированных архитектором, основная часть находится в Финляндии, несколько в других странах — Германии, Исландии, США, но самое известное — в Выборге. «Гора со множеством солнц», как его назвал автор, изобразив на эскизе гору, из которой вырисовываются четкие линии библиотеки. В стиле архитектурного модернизма и функционализма воплощен замысел идеального соответствия здания трем главным составляющим: читатель, библиотекарь и книга. Алвар Аалто абсолютно точно понимал, что необходимо книге, что необходимо библиотекарю и что – читателю.
Теперь люди приезжают в Выборг специально, чтобы побывать на экскурсии в этом белоснежном доме, в который дневной свет падает прямо с неба сквозь зенитные фонари, а лекционный зал с волнообразным потолком распахнут стеной в старинный парк. «Когда здание открылось в октябре 1935 года, было признано, что родился шедевр, — говорит директор Елена Рогозина. — Эта библиотека тогда была ультрасовременной и остается по-прежнему такой. Она отвечает всем функциональным требованиям, и я абсолютно уверена, что и через сто лет будет настолько же современной».
В субботний полдень праздник начался открытием книжной иллюстративной выставки из фонда библиотеки «Архитектура Алвара Аалто во времени и пространстве». В застекленных витринах, тянущихся параллельно книжным стеллажам отдела абонемента, на иллюстрированных страницах изданий раскрывается гений архитектора – новаторство и естественность, глубокое понимание среды жизни человека, создание условий комфорта для его существования. «Говорить об Аалто непросто – есть соблазн сказать еще больше – предела нет, — утверждает один из авторов выставки Савва Эйрус-Шулепов. – Если бы каждый месяц делали выставки о его творчестве, могли бы не повторяться в течение нескольких лет – архитектура, живопись, дизайн, биография – трудно вычленить что-то отдельно, чтобы представить Аалто. Мы выбрали архитектуру».
Посетители увидели строения академика Аалто в Ювяскюля, городе Центральной Финляндии, расположенном среди холмов и озер. Здесь сосредоточены значительные архитектурные комплексы и сооружения, созданные гением. В числе 28 объектов такие как церковь в Муураме, мэрия Сяюнятсало, считающаяся одной из наиболее важных работ. В Ювяскюля он провел детство, учился, завел семью и начал свою успешную карьеру — неслучайно музей Алвара Аалто находится в этом городе. И на выставке в выборгской библиотеке, так же, как в самом Ювяскюля, можно идти по стопам мастера, знакомясь с переходом от классицизма к функционализму, от кирпичной архитектуры к монументализму. Вилла «Майреа», Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке… Представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской в Мунккиниеми, близ Хельсинки, с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом). В Хельсинки центром празднования стал Институт социального страхования Финляндии. Над этим зданием Аалто работал в 1950-х годах.
Известно, что обычно архитектор работал на огромном белом столе, как бы продолжающем линии белого листа. Этот принцип использовали авторы выставки: от витрины к витрине видно по чертежам, как меняется каждое здание, как несколько раз менялся первоначальный проект библиотеки. «Дополнительно Аалто планировал сделать подземный переход на Суворовский проспект, где было бы построено здание для хранения книг. Но с появлением стеллажей компактного хранения и удаленного доступа эта потребность отпала. На чертежах стоит знак www – как будто он предвидел создание всемирной паутины, позволяющей найти любую книгу, выйдя на сайт библиотеки», — рассказала Татьяна Светельникова, открывая выставку.
В этот день все 19 сотрудников отдела обслуживания работали с посетителями. По зданию было проведено 8 экскурсий, а директор Елена Рогозина отдельно провела по своему любимому детищу заместителя председателя областного комитета по культуре Ольгу Мельникову. Слов одобрения гостья не высказала. «Начальство никогда не похвалит, — улыбается Рогозина, — но я думаю, ей понравилось у нас. Приятно было видеть, что во всех отделах много посетителей».
Не только познакомиться с библиотекой, но увидеть, что это живой, полнокровный организм, почувствовать его дыхание – такую задачу поставили авторы квеста «Алвар Аалто и тайны Выборгской городской библиотеки» Виктория Танина и Савва Эйрус-Шулепов. Квест прошли группы студентов из Александровского колледжа, педагогического института им. А. С. Пушкина и колледжа института экономической безопасности. Сначала участники прослушали видеообращение профессора в исполнении актера Романа Клюжева. Потом им нужно было самостоятельно, переходя из помещения в помещение, найти конверты с заданиями, используя зашифрованные подсказки. Например, одна подсказка притаилась на потолке, в зенитном фонаре, другая – в русско-финском словаре Ю. С. Елисеева (нужно было сделать перевод слов и узнать, куда двигаться дальше), следующая – на чертежах и так далее. В случае затруднения везде находились сотрудники, готовые оказать помощь, но интереснее было справиться с заданиями самостоятельно.
В лекционном зале открылась выставка студенческих работ Санкт-Петербургского института дизайна и искусств «Вдохновение волной». На афише куратор выставки Сергей Пашковский изобразил знаменитую волнообразную вазу Аалто. «Аалто» по-фински – волна, волнообразный потолок в лекционном зале, округленные спинки и подлокотники кресел – узнаваемые «автографы» дизайнера видны и на студенческих плакатах. По словам педагогов, «молодые люди, постигающие профессию дизайнера интерьера, попытались переосмыслить опыт мастера и выразить свое отношение к его творчеству». Например, Елизавету Соловьеву больше затронула архитектура Аалто – умение простой геометрией достигать такой мощи, а Екатерина Паплевка задумалась о простоте, минимализме. Директор института Владимир Санжаров предложил куратору от библиотеки Олесе Колесниковой продолжить сотрудничество.
Также в лекционном зале библиотеки демонстрировали фильм Николая Смирнова о строительстве и реставрации библиотеки, проведенной в соответствии с первоначальным проектом Алвара Аалто. В детской библиотеке прошел мастер-класс по лепке. По подсчету сотрудников, в 14 мероприятиях в этот день участвовали более 600 человек.