В среду на Выборгском судостроительном заводе состоялась пресс-конференция, посвященная завершающему этапу строительства полупогружной буровой установки «Северное сияние». На данный момент, по словам гендиректора предприятия Владимира Левченко, она готова на 99%. Заказчик проекта – ООО «Газфлот», дочерняя компания ОАО «Газпром».
Тендер на производство верхней части платформы выиграла компания Heavy Industry Samsung, выступив, таким образом, подрядчиком ВСЗ. Этот выбор представители ВСЗ сделали, посетив все крупные предприятия Финляндии, Норвегии, Англии и Сингапура. Стыковка будет происходить в Южной Корее. В 2007 году судостроительный завод выиграл тендер на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении, расположенном на шельфе Баренцева моря. Стоимость контракта составила 57 миллиардов рублей.
«Северное сияние» — вторая буровая установка, первая – «Полярная звезда», уже находится на территории компании Samsung Heavy Industry в Южной Корее. В начале июля там проведена сложная операция «наплыва» верхнего строения установки на нижнее основание платформы. Уникальность такой стыковки в том, что платформа должна была принять многотонную нагрузку, оставаясь на плаву. Все расчеты выполнены российским ЦНИИ имени академика Крылова.
«Северное сияние» отправится в Южную Корею на верфь компании Samsung 19 августа. Операция транспортировки займет ориентировочно 40 дней. Маршрут пройдет по Балтийскому морю с выходом в Северное, далее — по каналу Ла-Манш, Бискайскому заливу с проходом через Гибралтар, Средиземное море с проходом Суэцкого канала и выходом в Красное море и Индийский океан.
Руководство судостроительного завода вынуждено принимать особые меры безопасности, отправляя свое детище в дальний путь. Для защиты от сомалийских пиратов, так же как и при отправке первой полупогружной установки «Полярная звезда», будет нанят конвой, в том числе – вертолет, организована спутниковая связь для постоянного контроля над ситуацией.
Из-за переноса сроков освоения Штокмана с «Газфлотом» подписано дополнительное соглашение, по которому эксплуатироваться сооружения будут не в Заполярье, а на Сахалине, порт приписки Хомск. Свою работу буровые установки должны начать, соответственно, в декабре 2010 и в марте 2011 года.
Их назначение – бурение нефтяных и газовых скважин глубиной 7,5 тысяч метров, при глубине моря до 500 метров. Уникальные установки могут работать при температуре от минус 30 до +45 градусов, при порывах ветра до 55 м/c и высоте волны 32 м. Как отметил Левченко, минус 30 не выдерживает ни одна установка в мире, но такое условие оговорено в контракте: изначально планировали работать на Крайнем Севере.
Что касается перспектив предприятия, Владимир Левченко с сожалением констатировал, что «с загрузкой завода плохо». Были надежды, связанные со строительством третьей и четвертой установок, но перенос сроков сдачи Штокмановского месторождения изменил планы «Газпрома», а соответственно и «Газфлота». Хотя выборгские корабелы готовы к этой работе, есть высококвалифицированные специалисты, техническая база…
По состоянию на 2010 год завод загружен на 50% производственных мощностей, на 2011 год – «вообще плохо», — сказал гендиректор. Примерно 200 из 1700 работников получают две трети заработной платы.
Проблемы связаны не только с неполной занятостью людей. ВСЗ в 2009 году пополнил государственную казну на 4 млрд рублей, областной бюджет – на 500 миллионов, на 300 миллионов — местный. Так что вклад предприятия в бюджеты всех уровней был весьма значителен.
Несмотря на сложности, руководители планомерно осуществляют модернизацию производства. Готовится подписание договора с Невским судостроительным заводом на изготовление секций. Уже подана заявка на участие в тендере для “Газпрома” на строительство двух танкеров. Ориентировочная стоимость строительства каждого судна превышает сумму в 100 миллионов евро. «Будем брать все заказы, которые появятся, мы ничего не чураемся» — заявил Левченко.