В музее блокадного детства побывали школьники из Приморска.
В День полного освобождения Ленинграда от блокады, 27 января, учащиеся Приморской средней школы посетили в Петербурге народный музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда», побывали и на Пискаревском мемориальном кладбище.
Согласитесь, учителю проще провести урок с показом картинок, но после такого урока в памяти ребенка, а тем более в его душе, мало что останется. Живыми уроками истории называет поездки по местам воинской славы Любовь Фомичева, школьный библиотекарь и классный руководитель 8-б. Все 40 лет работы в школе, где начинала пионервожатой, она совершает поездки с учениками, давая им возможность прочувствовать исторические события на месте их свершения. Любовь Николаевна твердо убеждена: взрослеющим детям это необходимо.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна,
— написал переживший ребенком блокаду поэт Юрий Воронов.
Единственный музей, посвященный блокадному детству, был создан в 1972 году преподавателем русского языка и литературы ленинградского педагогического училища № 5 (теперь педагогический колледж № 8) Любовью Береговой. Вместе со своими ученицами Любовь Борисовна собрала документы о детях и дошкольных работниках осажденного Ленинграда. Все вещи здесь подлинные – от 125-граммового кусочка хлеба, лампы-коптилки и печки-буржуйки до кроватки и постельного белья. Детская рубашка из портяночной байки с вышитыми вишенками на груди – мама не могла носить портянки, так как для истонченной кожи ее исхудавших ног они были слишком грубыми. Кукла, уцелевшая на льду Ладожского озера, в то время как ее хозяйка и все дети, которых везли из осажденного города, утонули… Школьники, даже отъявленные шалуны, слушали экскурсоводов, затаив дыхание, рассматривали экспонаты (их в музее более 20 тысяч, выставить все нет возможности).
Экскурсии здесь ведут студенты, будущие педагоги начальных классов и воспитатели детских садов. Руководит музеем Елена Дмитриева, будучи студенткой собиравшая для него материалы, а после окончания института вернувшаяся работать в педучилище. Музей состоит из одного зала – экспонаты на стенах и в стеклянных витринах по всей площади. Удивительно, как в небольшом пространстве проходят экскурсии: посетители слушают рассказ или смотрят кинохронику, сидя на стульях или на полу, потом их подводят к стенду, а стулья быстро и бесшумно убирают, потом просят развернуться, чтобы рассмотреть какую-либо витрину – и так несколько раз. Экскурсия интерактивная: детей вовлекают в разговор, спрашивают, как они понимают то или другое слово из лексикона военного времени.
Приморских школьников знакомили с музеем первокурсницы Лена Никифорова и Лера Демчук, им помогали Настя Васильева и Рита Давыдова. Сама Елена Николаевна тоже ведет рассказ, подавая профессиональный пример. Приморчанам повезло встретиться и с основателем музея – Любовью Береговой. Любовь Борисовна внимательно слушала экскурсию, и, видно было, радовалась тому, что ее детище в надежных руках.
После посещения музея школьники побывали на Пискаревском мемориальном кладбище. Возлагая цветы, ребята уже могли лучше представить, кому они предназначались. Вместе с Любовью Фомичевой в поездке участвовали учителя приморской школы Эльвира Григорьева и Тамара Пластинина. На обратном пути в автобусе они зажгли «Свечу памяти» (на электробатарейке). Нужно ли объяснять разницу между уроком в классе и этим живым уроком истории?