23 февраля 56 моторов взревели и пронеслись по традиционной трассе Интендантской горы в последний раз. Отметить День защитника Отечества мотокроссом, несмотря на мороз, как всегда собрались сотни выборжан.
Соревнования проходили в 10 классах – по два заезда в каждом. В числе немногочисленных участников были спортсмены из Выборга, Ленобласти, Санкт-Петербурга, Иванова и Петрозаводска. Открывали гонки по традиции самые маленькие ребята, которые соревновались на мотоциклах мощностью 50 см3 – ехали восемь минут плюс два круга. Победителем стал выборжанин Макар Гирш из команды «Выборг Мото Фаворит». Второе место занял петербуржец Аарон Дмитриев. Третьим финишировал Тимур Володин из Петрозаводска.
Начиная с класса 65 см3, гонщики имели в арсенале по два заезда регламентом 10 минут плюс два круга. В классе 65 см3 победил петербуржец Александр Резяпкин. Второе место занял Тимофей Степанов из «Выборг Мото Фаворит». Третьей к финишу пришла Виктория Тарасова из «ДОСААФ Выборг».
В классе 85 см3 победил выборжанин Никита Кошелев. 2 место занял Матвей Ганин из Петербурга. Третье место у Степана Тарасова из команды «ДОСААФ Выборг».
В классе 125 см3 первенствовал Максим Касаткин из «Выборг Мото Фаворит». На втором месте петербуржец Борис Фирсов. На третьем — Андрей Маслюков из ССМ ТЕАМ.
В классе Open на шипах победил петербуржец Давид Строков. Выборжанин Александр Букаев из «ДОСААФ Выборг» на 2 месте. Даниил Карпов из «ДОСААФ Выборг» — на 3 позиции.
Валерий Колосов из «Выборг Мото Фаворит» занял 3 место в классе «Ветераны» на шипах. В классе Open без шипов победил Иван Фирсов из «Выборг Мото Фаворит». Второе место занял выборжанин Дмитрий Сычёв. На третьем – Николай Базилевский.
Среди квадрациклистов из выборжан отличились: Клим Потачёв — 1 место в классе 50 ATV и Семён Омельченко – 1 место в классе 100 ATV, оба — из «Выборг Мото Фаворит».
В командном первенстве 1 место заняла команда «Выборг Мото Фаворит». На 2 месте гонщики из «ДОСААФ Выборг», на третьем – петербургская команда «ВРСТК ДОСААФ Выборжец».
В этом году праздник мотоспорта – а именно так можно позиционировать 50-летнюю выборгскую традицию – отличался отдельным заездом ветеранов. Руководитель Федерации мотоциклетного спорта Выборга и Выборгского района Александр Петрушкин специально к мотокроссу подготовил более 30 красных памятных лент с золотыми надписями и надел их на всех гонщиков старше 50 лет, приглашённых на соревнования. Всем, к сожалению, не хватило, поскольку собрались более 40 ветеранов, среди которых был и 45-летний финн Марко, которому, как дорогому гостю, все-таки вручили ленту, поскольку он неоднократно участвовал в выборгском мотокроссе именно 23 февраля. Большинство спортсменов «родом из СССР» продолжают следить за соревнованиями и приходят на Интендантскую гору каждый год как на праздник.
Для 62-летнего выборжанина Владимира Старостенко, который занимался мототехникой с 12 лет, именно мотокросс стал воодушевляющим фактором. Вместе с отцом и мальчишками Вова наблюдал за гоняющимися по горе мотоциклами и мечтал, что сам когда-нибудь сможет сесть на мощную машину. Первым железным конём мальчика стал мопед «Рига-5», подаренный отцом. С ним Владимир не расставался даже зимой.
— Чтобы ездить по снегу, я «нашиповал» покрышки обычными винтиками-болтиками, и получились шипованные колёса! Я также снял педали и поставил на мопед подножки и педали от мотоцикла. Сделал тормоза как у мотоцикла, снял глушитель – чтобы мой мопед громче рычал, и гонял на нём по этой самой трассе на Интендантской горе, — рассказывает ветеран мотоспорта Владимир Старостенко. — Именно на таком мопеде я набрался смелости и подъехал к Владимиру Кудряшову, тогдашнему руководителю мотоциклетной секции мотоклуба ДОСААФ. Это было в начале 1970-х годов. Он устроил мне тест: проехать 5 метров на заднем колесе велосипеда. Я успешно справился и был зачислен. Поездил и на «ковровцах», и на «ижах».
Повстречав своего наставника, 71-летнего Валерия Урбана, Владимир Старостенко сделал с другом фото на память.
— Первый у меня был «Иж-250». В то время мы в секции сами собирали мотоциклы – что соберём, на том и ездим. Берёшь старый «иж» или «ковровец», и… доводишь его до ума. На всех было по мотоциклу, которые принадлежали секции, — продолжает Владимир Старостенко. – После армии я пересел на мотоцикл с коляской, и поездил с двумя товарищами. В одной из последних больших прибалтийских гонок мы с Василием Алексеевым перевернулись, на Васю упал мотоцикл, но я его поставил на колёса. Василий, несмотря на полученные травмы, сказал, что гонку будем продолжать. Тросы были порваны, но мы, дёргая за них, так и доехали до финиша, но в призёры не попали…
Юбилейная трасса на 70 % была идентична той, по которой ездили 1961-м году – в ней не хватало лишь нижней части горы, где сейчас располагается стоянка, а также участка с другой стороны, близ авиамодельного корта, на котором руководитель Федерации мотоциклетного спорта Выборга и Выборгского района Александр Петрушкин строит новый кросс-стадион.
— Моя мечта, конечно, чтобы мы сохранили традицию и оставили гонки 23 февраля на территории Выборга. Именно поэтому я уже много лет строю трассу с другой стороны Интендантской горы, в том месте, где территория не является памятником архитектуры. Спасибо друзьям и людям небезразличным, которые помогают. Там мы сможем соблюсти все спортивные требования и нормативы, в том числе относительно безопасности зрителей на трассе, — рассказывает Александр Петрушкин. – Дело в том, что у территории, на которой проводятся гонки, должен быть паспорт безопасности и специализированная лицензия стадиона. Соблюсти всё на исторической территории невозможно. Новая трасса протяжённостью 1200 метров будет компактная, зигзагообразная, с многочисленными препятствиями. Часть препятствий уже построена, мы проводим там тренировки. Надеюсь, что за лето мы закончим новый кросс-стадион, проведём там тестовую летнюю гонку и в следующем году 23 февраля зрители соберутся уже на новом месте. Ну, а ближайшая мотогонка на территории Выборгского района состоится в мае в карьере Ландышевка.