В начале года принято подводить итоги года предыдущего и заглядывать вперед.
Нынче в этом есть особый смысл, поскольку в 2006 году стартовала реформа местного самоуправления. Хоть и был федеральный закон №131-ФЗ, по мнению многих, сырым и поспешным, его пришлось исполнять, перестраивая на ходу систему управления.
Бывший глава администрации МО «ВРЛО» Георгий Порядин с началом реформы МСУ перебрался с Советской, 12 в здание напротив — на Крепостную, 35, в качестве главы двух выборгских муниципальных образований и председателя двух советов депутатов, районного и городского. Своими мыслями по поводу прожитого года он поделился с корреспондентом «ВВ».
О преемниках
Отвечая на вопрос, насколько изменился характер его работы против прежнего, когда он, как первое лицо района, должен был вникать во все дела, Георгий Александрович сказал:
— Я, как и раньше, занимаюсь всем, но не с той степенью углубленности, какой требовало прежнее место работы. Конечно, я должен быть в курсе всех событий, в том числе и неприятных, и конечно, нередко приходится подсказывать что-то новым руководителям. Хорошо то, что они начинали не с нуля, уже имели опыт работы в районной системе управления. Да и стартовали они в иных экономических условиях: это не 2000 год, когда порой бензин не на что было купить. Но то, что они успешно отработали в новых условиях, не потеряли темпов роста — это плюс чиновникам, сегодня руководящим районом и городом. Курс, который выстроили для себя новые администрации, — правильный, надо помогать, а не мешать им в работе. Я вижу, с какой энергией и энтузиазмом работают Патраев, Осипов и другие главы.
Вообще удовлетворен тем, что обстановка в Выборгском районе значительно лучше, чем в ряде других районов области. Если власти на местах конфликтуют друг с другом, если руководство первого и второго уровней, представительная и исполнительная власть не могут найти между собой общего языка, значит, они просто не понимают степени своей ответственности перед людьми, которые их избрали.
О депутатском корпусе
— Ни в коем случае нельзя в принципиальных вопросах отводить депутатскому корпусу роль третейского суда. Чиновники должны предлагать депутатам конкретные решения, а не ждать, что те выполнят их работу. И самая главная работа депутатов — не на сессии, сессия — это финал, а главная работа с представителями администраций должна вестись на комиссиях. Это не зажим демократии по отношению к депутатам, это правильная организация работы. С чем я никогда не соглашусь, так это с практикой, принятой в некоторых других районах, — все вопросы выносить сразу на сессию. Если проект решения не рассмотрен и не принят на комиссиях, он не должен быть в повестке дня сессии. Всемирное обсуждение ни к чему хорошему не приводит: сколько людей, столько и мнений.
Работу депутатов, на мой взгляд, нужно оценивать в зависимости от того, как ее оценивает население: если нет у избирателей серьезных претензий по поводу того, что депутат не реагирует на их обращения, не учитывает их интересы, значит, депутат работает удовлетворительно. Но сам он при этом должен быть осведомлен, как население воспринимает политику муниципалитета, довольно ли оно, а если недовольно, то чем.
Я считаю, что 80% депутатов сегодня соответствуют своему статусу. Но не за горами и 2009 год, когда 131-й закон полностью войдет в действие. Сегодня формирование бюджета ведется на районном уровне, но исполняется бюджет муниципальными образованиями первого уровня самостоятельно. Теперь им еще нужно научиться самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вот эту практику до 2009 года и надо отработать.
Об экономических итогах года
— Какие бы критерии оценки работы руководителей мы не применяли, в итоге мы вернемся к главному — к выполнению плана социально-экономического развития. По предварительным данным, темп роста экономики в Выборгском районе по сравнению с 2005 годом составил 23%, и это не может не радовать. Но, по большому счету, этот результат — завершение работы, начатой предыдущей администрацией. 2 марта мы будем проводить традиционное итоговое совещание с руководителями города и района. Хотелось бы, чтобы в докладах, с которыми выступят главы администраций Патраев и Осипов, прозвучали не только отчетные цифры, но и информация о планах и проектах, которые начаты новым руководством.
Что лучше в нашем районе, чем у соседей? Скажу, что система влияния власти на хозяйствующие субъекты в Выборгском районе более стройная и понятная, нежели во многих других районах Ленобласти. И это заметно отражается на таких показателях, как поступление налогов на доходы физических лиц, на имущество, сбор арендных платежей.
Чем недоволен глава
— Больше всего я недоволен существующей системой межбюджетных отношений, то есть распределением средств между федеральным, региональным и местными бюджетами.
Об этом я говорил на встрече с полпредом Президента. Я высказал свое мнение: если 131 закон требует от нас самостоятельности, умения зарабатывать деньги и грамотно их тратить, следует изменить систему формирования местных бюджетов. Мы не должны кормиться субсидиями и дотациями, ведь у нас сегодня от собственных доходов остается 20-22%. Ну, научусь я лавировать между субъектом Федерации и Федерацией, выпрашивая деньги, — и зачем мне тогда нужно заниматься местным самоуправлением? Приведу пример: когда на начальной стадии строительства в Приморске крупных объектов я ставил вопрос об участии инвесторов в решении социальных проблем города, мне было сказано: надо подождать, пока предприятия будут приносить прибыль. Иными словами, прежде чем начать доить корову, надо, чтобы она выросла. Но вот «корова» выросла, дает 95 миллионов тонн, но теперь к ней вообще не подойти — спереди рога, сзади — копыта. Что у нее в вымени, не знаю, коммерческая тайна, зато межбюджетные отношения действуют четко, и не в нашу пользу…
От чего задохнулся Приморск
На последней сессии районного совета в разделе «Разное» попросила слово депутат из Приморска Галина Громова, сказав о том, что накануне в городе был сильный выброс газа, и население, естественно, заволновалось. Георгий Порядин пообещал оперативно разобраться, и разобрался.
— Дело в том, что морской порт «Приморск» принимает танкеры разного класса. Суда современного поколения защищены газоулавливающими устройствами: когда их заполняют нефтью, газ выталкивается, но не попадает в атмосферу. А в этот раз порт принял два танкера старой конструкции, которые не имеют газоуловителей, в результате и случился выброс газа. Факт был, и он неприятный. Встает вопрос: имеет ли право Приморский порт обслуживать старые суда или необходимо запретить хождение таких танкеров? Я этот вопрос поставил перед специалистами экологического контроля и жду их решения.
Мечты и реальные планы
— Очень хочу увидеть в этом году начало строительства второй очереди «Роквула»: сегодня это одно из самых современных в Выборге производств, которое платит налоги и предоставляет нашим жителям рабочие места. Если «Роквул» договорится с «Экурусом» о том, чтобы последний уступил часть своей территории, это будет шаг вперед для нашей экономики.
Я бы очень хотел увидеть в этом году завершение второй очереди реконструкции Глебычевского керамического завода, продукция которого пользуется спросом. Хотел бы, чтобы «Транснефтепродукт» закончил в третьем квартала первую очередь своего проекта «Север», поскольку это влечет за собой обязательную реконструкцию железнодорожных путей. В зону строительства попадают Мга, Приозерск, Каменногорск, Выборг, Высоцк, Приморск, и в этом году работы должны начаться.
Очень хотел бы увидеть благоустроенным участок дороги на въезде в Выборг, на что из федерального бюджета обещаны 180 миллионов рублей. Недавно мы с губернатором побывали у министра транспорта Игоря Левитина, я задал вопрос об этих деньгах и получил твердые заверения в том, что они будут выделены.
Надеюсь на то, что не позднее июня судостроительный завод подпишет контракт на сооружение двух плавучих платформ для Мингазпрома. На днях на заводе прошло совещание с участием высоких лиц, представляющих это министерство, и они уехали в Москву для принятия решения. Для завода это стратегическая задача — получить российский заказ «под ключ» и вообще вернуться в лоно отечественной экономики. Сегодня у ВСЗ — свыше 470 миллионов рублей убытков. Но самое печальное в положении завода — не сумма долгов, а отсутствие контрактов: не будет заказов — рабочих придется распускать по домам. Контракты в судостроении готовятся годами, это значит, что уже где-то в 2005 году бывшие владельцы не обеспечили равномерной загрузки, практически бросили заниматься заводом. А ведь в 2000 году, когда они принимали завод от финнов, предприятие не имело долгов.
У нас достигнута договоренность с правительством РФ о том, что, если мы построим бассейн на Приморской улице к 1 сентября (Газпром построит), то нам будет выделен 1 миллиард 200 миллионов рублей на строительство большого спортивного комплекса в районе «Авангарда». Вот задача! Закончить один комплекс — начать другой. Районная администрация уже направила в Федеральный округ примерные расчеты финансирования на 2007-2009 годы. На нынешний год потребуется 100 миллионов рублей — это только проектные работы. Еще один спортивный проект — современного спортзала — намерена осуществить городская администрация. Отрадно и другое: впервые за много лет в Выборге начинается строительство муниципального жилья.
На Леншоссе, напротив «Находки», может появиться еще один супермаркет: думаю, этого не стоит бояться, если владелец считает риск оправданным, это его дело. А городу в любом случае выгодно: налоги идут в бюджет, и престиж растет. В той же Лаппеенранте с меньшим, чем у нас, населением, — восемь супермаркетов. Нужно думать и о развитии у нас сети предприятий дешевой, быстрой еды, привлекать в Выборг сетевые компании: у них стандарт качества выше.
Обсудить материал или оставить комментарий можно на нашем форуме.