Право на льготу школьники смогут доказать с помощью карты и циркуля
Жители Выборга и района не могут смириться со значительным повышением с 1 февраля стоимости проезда в автобусах. Звонят в редакцию с просьбой разобраться в ситуации, обсуждают в социальных сетях. На городских маршрутах стоимость увеличилась на 20%, в районе – на все 40%.
Сидите, дети, дома!
Кроме того, права на льготный проезд лишаются школьники Выборга, за исключением тех, кто проживает в отдалённых микрорайонах — Петровском, Харитоновском, Калининском, Сайменском, Скандинавском, Кировские дачи, Кировском, Промышленном, Петербургском.
Этот перечень приведен в решении совета депутатов «О дополнительных мерах соцподдержки для отдельных категорий граждан», принятом на внеочередной сессии 18 февраля. Также 50-процентная скидка предусмотрена для учащихся, «направленных в школы, удаленные от места проживания, по распределению конфликтной комиссии по решению спорных вопросов при приеме обучающихся в общеобразовательные организации».
Для всех прочих школьников, как следует из документа, скидка не предусмотрена.
Надо ли говорить, что немало детей из Южного микрорайона ездят в школы, расположенные в центре. Да и размах самого Южного не так уж мал. Например, от ветлечебницы и до 10-й, и до 12-й школы совсем не близко. Вполне понятно, что для ребенка лучше пару остановок проехать на автобусе, чем идти пешком. Не только из экономии времени, но и в плане безопасности. Кроме того, школьники посещают кружки и секции, библиотеки, в конце концов. Видимо, наши законодатели считают это блажью – сидите, дети, дома!
Мы решили уточнить у председателя комитета дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации Дмитрия Романенко, действительно ли дети лишаются льгот. «Никто ничего не лишается, — ответил Романенко по телефону. — Те, которые живут далеко, будут пользоваться льготой, те, кто близко – будут ходить пешком, как и ходили. Те, которым идти 500 метров, пройдут, а кому до школы 2-3 километра – проедут». То есть такого, как раньше, когда все школьники по ученическому билету могли проехать за полцены – не будет. На наш взгляд, иначе как лишением льгот, это всё же не назовешь. Также Романенко пояснил, что расстояние от дома до школы можно измерить, «есть карта, циркуль, кто где живет и куда едет», и если школа далеко – можно обратиться в учебное заведение для решения вопроса. Видимо, разбираться в каждом конкретном случае придётся вышеупомянутой «конфликтной комиссии».
Внезапные полномочия
Решение о мерах соцподдержки, предусматривающее льготы не для всех категорий учащихся, также как и решение о повышении тарифов стали следствием изменений регионального законодательства. Дело в том, что 28 декабря 2015 года принят областной закон № 145-оз «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Ленинградской области». И теперь, по этому закону, уполномоченным органом по организации перевозок по муниципальным маршрутам является администрация Выборгского района. То есть если раньше тарифы, также как и льготы для школьников, утверждала и обеспечивала область, то теперь это — функции районной администрации.
Дмитрий Романенко на сессии 9 февраля сообщил депутатам, что решение о повышении стоимости проезда было принято по настоянию перевозчиков, которые предоставили документы со своими предложениями. «В этих документах была заявлена экономически обоснованная стоимость 35 рублей по городу и 8 рублей за километр по пригородным маршрутам. После того как 16 января новые полномочия официально вступили в действие, администрацией был произведен расчет, и экономически обоснованный тариф был определен по городу 30 рублей и 4 рубля за километр — по пригородным маршрутам», — сказал глава комитета. (До повышения было 2,88 руб/км) Отметив, что «стоимость увеличилась значительно», Дмитрий Алексеевич обнадежил депутатов: «В администрации есть ряд предложений о снижении бремени для отдельных категорий граждан, в том числе, о возможности субсидирования. Решение находится в стадии разработки».
И вот, администрация подготовила документ к внеочередной сессии. Информация была преподнесена таким образом, что следовало понять: областной закон принят буквально накануне нового года, районный бюджет к тому моменту был свёрстан и принят, так что передача полномочий на районный уровень стала неприятным сюрпризом для администрации, потребовав экстренных мер и непопулярных решений. «Причиной шоковой ситуации стало то, что в течение трех лет перевозчики систематически обращались за установкой тарифов, но соответствующих полномочий у органов местного самоуправления не было. В связи с выходом нормативных актов все накопленные чаяния и беды перевозчиков пришлось решать одномоментно», — пояснил Романенко
Администрация думает
Ситуация продолжает оставаться шоковой. Будут ли меняться расценки по району или это окончательное решение? На этот вопрос Романенко ответил так: «Пока не будут, но мы думаем».
В принципе, время для размышлений у районной администрации уже было. Областной закон подписан 28 декабря, но его появление никак нельзя назвать неожиданностью. Принят он во исполнение федерального закона N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок», утвержденного 13 июля 2015 года. В течение ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования, как предписывает статья 39, следовало привести в соответствие с положениями закона №220-ФЗ и областные, и муниципальные нормативные акты. В статье 11, в частности, говорится, что тарифы на перевозки в границах муниципального района устанавливаются органом местного самоуправления этого района. Так что передача полномочий была вполне ожидаемым событием, и у районной власти было время подготовиться к выполнению закона…
Известно, что лишних денег в бюджете нет. На субсидии перевозчикам, в счет оплаты проезда «определенных категорий льготников» предусмотрено 5 миллионов рублей. Но если тарифы были бы ниже, этого могло бы хватить и на некоторые другие категории. То есть вопрос в тарифах. А с ними определённо что-то не то, если плата за проезд по Выборгу такая же, как по Санкт-Петербургу, хотя протяженность маршрутов у нас значительно меньше, если такси от Выборга до Лесогорского или Каменногорска стоит столько же, сколько автобус…
Староста поселка Цвелодубово Александр Иванов, которому удалось добиться снижения стоимости проезда по маршруту № 125 с 70 до 60 рублей, считает, что тариф всё равно завышен, если проезд в маршрутке №680 от Рощина до Петербурга стоит 110 рублей, а от Рощина до Цвелодубова – 60 рублей, хотя расстояние меньше в три раза. И если создать альтернативу, пустить коммерческий рейс, он будет дешевле, чем дотационный…
Действительно, здесь есть о чем подумать и, при желании, найти устраивающий всех вариант.