Коммерческая медицина активно вытесняет бесплатное (страховое) медицинское обслуживание. Однако, как показывает практика, граждане, уверенные, что уж за деньги-то им окажут качественное лечение, нередко остаются разочарованными. Потому, обращаясь за помощью в платные медицинские учреждения, потребителю необходимо помнить о своих правах.
А наивность и правовая беспомощность пациентов порой откровенно поражает. Доказательством тому служит история, которую корреспонденту «ВВ» рассказала заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Выборгском районе Ольга Тихоновская.
Женщина сравнительно молодого возраста побывала на приёме в платной стоматологической клинике. Пациентка страшно не любила посещать дантистов, так как боялась зубной боли. Врач посоветовал ей вставить импланты, гарантировав при этом голливудскую улыбку и полное отсутствие проблем с зубами в дальнейшем, ведь протезы, по словам доктора, не болят. Цена за протезирование оказалась значительная (около 300 тысяч рублей), таких денег у женщины не было, и ей предложили оформить кредит, благо, отделение одного из банков работало прямо в клинике.
Женщине уже удалили половину зубов (в частности, возможно, в порядке эксперимента, семь зубов за один приём), и тут лечащий врач перешёл на другую работу. Сменивший его коллега оказался более профессионален: прежде чем продолжить процедуры, поинтересовался у пациентки её состоянием здоровья, и выяснилось, что она подвержена диабету. В такой ситуации велик риск, что импланты плохо приживутся.
Обескураженная дама захотела вернуть оставшуюся денежную сумму, но ей заявили, что это никак не возможно и предложили продолжить мероприятие, но так как протезирование было нежелательным, рекомендовали ограничиться лечением, в частности, убрать камни с оставшихся зубов. Правда, в чём заключался смысл такого мероприятия, не ясно, потому что вскоре эти зубы пришлось удалить.
— Фактически пациентку ввели в заблуждение, — комментирует Ольга Тихоновская. – Потребитель может отказаться от возмездного договора в любое время, уплатив исполнителю фактически понесённые им расходы. То есть, за то, что сделано, возьмите деньги, остальное – отдайте. Это гарантирует и федеральный закон «О защите прав потребителей», и Гражданский кодекс России. В данном случае женщине практически навязали дополнительные медицинские процедуры за отдельную плату, при этом не исполнив договор.
В итоге у женщины осталось четыре зуба, и даме пришлось заказывать съёмную челюсть. Об обещанной белоснежной улыбке пришлось забыть навсегда. Теперь, наученная горьким опытом, пациентка готовится к суду с недобросовестными эскулапами. Зубы ей, конечно, не вернут, но шанс получить хотя бы часть потраченных средств и денежную компенсацию за понесённый моральный ущерб, более чем реален.
Тем же выборжанам, кто намеревается воспользоваться платными медицинскими услугами, следует помнить о своих правах. Не лишним будет поинтересоваться репутационной историей медучреждения, внимательно изучить договор об услугах, уточнить цены, узнать о профессиональной состоятельности сотрудников учреждения, ознакомиться с лицензией и прочими документами, по возможности, пообщаться с пациентами, уже пользовавшихся услугами клиники. Не следует обращаться в первое попавшееся медицинское учреждение. Тех же зубных клиник в Выборге достаточно, а здоровье одно.