Пожалуйте жаловаться!


Пожалуйте жаловаться!

Новый ФЗ закрепил ряд гарантий для граждан и запретов — для чиновников.

Этого закона ждали давно, и он, наконец появился: со 2 ноября действует новый ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регламентирует правила и сроки реагирования чиновников на предложения, заявления и жалобы граждан. Любопытно, что предыдущим нормативным документом, который регулировал процесс подачи и рассмотрения прошений, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1968 года.

Право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за нами Конституцией: собственно говоря, и в рамках старого законодательства жаловаться и вносить предложения никому было не заказано. Другое дело, что КПД личных и коллективных обращений к власти зачастую оказывался невысоким, а то и вовсе нулевым: на свои запросы и требования вместо полноценных ответов и соответствующих действий люди получали форменные отписки. Однако вряд ли вступление в силу упомянутого ФЗ повлечет за собой сколько-нибудь кардинальные перемены.

Если говорить об ответственности, то ее законодатель установил для обеих сторон — как для органов власти, так и для граждан. Чиновников закон обязывает, во-первых, в трехдневный срок зарегистрировать поступившее обращение, во-вторых, в течение 30 дней рассмотреть вопрос и дать ответ посуществу. В отдельных случаях, если в месячный срок уложиться невозможно, время рассмотрения жалобы разрешается продлить до 60 дней. Если же автор прошения ошибся, направив его не по адресу — не в тот орган власти, это не дает чиновникам права вернуть письмо заявителю. Напротив, они обязаны сами сориентироваться, какому ведомству переадресовать, и переслать туда «заблудившееся» письмо в течение семи дней, уведомив об этом отправителя.

Обращает на себя внимание такой момент: в статье 10 «Рассмотрение обращения» делается акцент на том, что государственный орган, муниципалитет или должностное лицо обязаны не только уложиться в установленный срок и вовремя дать письменный ответ заявителю, но главное — принять меры, «направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина».

Запрещается преследование гражданина, в обращении которого содержится критика деятельности органов власти или персонально — должностных лиц. При рассмотрении заявления не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также информации о частной жизни гражданина без его согласия. Наложен запрет и на распространенную до сих пор практику — пересылать жалобу на проверку в тот орган или тому должностному лицу, действия (или бездействие) которых и обжалуется.

В случае, если сотрудники государственных или муниципальных органов нарушают установленные нормы корректности и конфиденциальности, гражданин имеет право требовать через суд компенсации морального вреда. С другой стороны, и сам отправитель отвечает за содержание своего обращения: если в нем приведены заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением, государство может взыскать с автора по решению суда. Здесь, правда, уместно напомнить, что успешное разрешение подобного рода гражданских дел в контексте нашего законодательства — из области фантастики… Скорее орган власти докажет, что челобитчик своей необоснованной жалобой вовлек казну в непредвиденные расходы, нежели рядовой гражданин получит компенсацию морального вреда…

Что касается требований к письменным обращениям граждан, они тоже довольно подробно изложены в новом законе. В обязательном порядке заявитель должен указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, либо фамилию и должность руководителя, к которому адресуется, а также свои ФИО и почтовый адрес. Под заявлением или жалобой ставятся личная подпись и дата, при необходимости прилагаются копии документов. Закон оговаривает и те случаи, когда гражданин не получит ответа на свое обращение: не рассматриваются анонимные заявления и жалобы, повторные обращения (если на предыдущее был дан ответ по существу и новых доводов автор не приводит), жалобы на судебные решения (это можно сделать только в судебном порядке), а также письма, написанные в грубой форме, с использованием ненормативной лексики, содержащие оскорбительные выпады. Если заявитель нацарапал свое обращение «как курица лапой» и прочтению написанное не поддается, он также может не дождаться ответа.

Насколько теория отличается от существующей практики? Как заверили корреспондента «ВВ» в кабинете № 22 районной администрации, где ведется прием граждан с заявлениями, а также обработка всех поступивших в обе администрации письменных обращений, все нормы нового закона здесь уже давно действуют. По крайней мере, в областной инструкции, вступившей в силу с начала года, содержатся требования об аналогичных сроках рассмотрения заявлений. Анонимки и прежде не рассматривались, как и письма, написанные в некорректной, оскорбительной форме. А поскольку специалисты обеих администраций трудятся, что называется, бок о бок, с переадресацией обращений проблемы нет, тем более, что часть наших граждан постаринке приходит жаловаться «в исполком».

— Мы координируем всю работу с обращениями граждан: принимаем заявления и почту, регистрируем, передаем главе администрации, получаем назад с резолюцией первого лица (глава лично рассматривает каждое письмо, а во время его отсутствия — первый заместитель), согласно резолюции отправляем письмо дальше — исполнителю. И следим, чтобы письмо было рассмотрено в установленный срок и заявитель вовремя получил ответ, — говорит ведущий специалист общего отдела районной администрации Марина Потапова.

По ее словам, наиболее частыми поводами обращениями граждан к районной власти стали в последнее время вопросы аренды земли и жалобы на коммунальный сервис. С начала года в администрацию района обратилось порядка 700 граждан, в администрацию города — около 500 человек.

Пожалуй, абсолютно новый момент, прописанный в законе, — возможность использования электронной почты. Вот как этот пункт изложен в статье № 7 ФЗ: «Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом», то есть требует письменного ответа, если, конечно, отправитель электронного письма указал свой почтовый адрес. Статья № 13 регламентирует правила организации личного приема граждан — общаться с представителями власти можно и очным порядком.

Самая короткая и загадочная статья нового ФЗ — № 15 под заголовком «Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона». Следующий далее текст совершенно не проясняет, как будет наказан чиновник, нарушивший какое-либо из предписаний, сказано лишь, что «лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации». А самая веселая норма (она заключена в статье № 2 «Право граждан на обращение») гласит: «Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий