Российское страхование — моральный вред гарантирован?


Российское страхование — моральный вред гарантирован?

Система страхования в основе своей имеет гениальную по простоте идею: между страхователем и застрахованным заключается пари о том, что некое событие (страховой случай) может либо произойти, либо не произойти в течение оговоренного периода.

Выигрыш страхователя составляет сумму страхового взноса, получаемую им регулярно, выигрыш застрахованного — сумму страхового возмещения, достающуюся ему один раз. Обычно клиент, не ропща, выполняет свои обязательства по договору, то есть периодически оплачивает взносы, а вот с выполнением страхователем своих обязательств нередко возникают проблемы.

1 ноября выборгским городским судом было рассмотрено дело по иску Валерия К. к открытому страховому акционерному обществу «Ресо-Гарантия» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного, по мнению истца, страхователем. Как пояснил представитель истца Валерий Батищев (юридическая фирма «Доверие»), 21 декабря 2005 года Валерий К. застраховал в «Ресо-Гарантия» свою машину, которую через две недели угнали прямо из запертого гаража. К., естественно, после того, как было заведено уголовное дело, обратился к страхователю за получением законного возмещения в размере около 211 тысяч рублей и компенсацией расходов на розыск автомобиля в размере 8700 рублей. Но в ответ от страхователя он получил вежливый отказ, обоснованный тем, что Валерий оставил в застрахованной автомашине свидетельство о ее регистрации, что согласно правилам страхования автотранспорта исключает выплату страхового возмещения. Это оговорено п. 4.1.2.1, который гласит, что страховщик не обязан возмещать ущерб, вызванный кражей транспортного средства вместе с оставленным в нем свидетельством и/или техническим паспортом и/или ключами.

В барсетке, которую Валерий действительно оставил в машине, находились водительское удостоверение, техпаспорт, трудовая книжка, договор страхования с компанией «Ресо», но свидетельства о регистрации автомашины там не было, что Валерий К. заявлял, будучи допрошен в качестве потерпевшего. Это же подтвердил и свидетель по делу, спустя некоторое время после угона нашедший барсетку Валерия у себя на даче. Все перечисленные К. документы оставались в барсетке, что в некотором смысле обокраденного Валерия осчастливило. Где уж потерял К. свидетельство, ставшее камнем преткновения в споре со страховой компанией, неизвестно, но суд счел, что само по себе отсутствие этого документа или утрата его в другом месте не могут служить основанием для отказа ему в выплате страхового возмещения, которое на момент вынесения решения составило почти 198 тысяч рублей.

Суд также решил, что истец имеет право и на возмещение морального вреда: Валерий так переживал из-за кражи машины и конфликта со страховщиком, что даже заболел сахарным диабетом и попал в больницу. Вину за сии нравственные переживания истец возлагает на «Ресо-Гарантию». К отношениям же, возникающим из договора страхования, применяется «Закон о защите прав потребителя», в соответствии с требованиями которого в связи с нарушением условий договора ответчиком, истец имеет право на денежную компенсацию, которую суд для Валерия К. определил в 15 тысяч рублей. Помимо этого, в связи с задержкой выплаты истец, по мнению суда, имеет право на получение процентов за 71 день, в общей сумме чуть более 4620 рублей. А вот в возмещении расходов по розыску автомобиля суд Валерию К. отказал, поскольку такая выплата ни законодательством, ни договором не предусмотрена. Так что решением суда ответчик, страховая компания «Ресо-Гарантия», обязана выплатить Валерию К. 217 тысяч рублей и почти четыре тысячи рублей госпошлину в доход государства. Решение вынесено через 11 месяцев после угона автомашины. Дело на этом не закончилось, так как ответчик, естественно, с решением суда не согласен и наверняка будет просить вышестоящие инстанции о пересмотре дела.

***

Мораль сей истории такова — при заключении любых договорных отношений следует внимательно читать договор! Особенно быть внимательным в тех отношениях, где на кону стоят деньги, и любая из сторон будет всеми силами стараться этот кон «отжать» в свою сторону. Не редки случаи, когда клиенты страховых компаний пытаются нажиться на договоре страхования, искусственно создавая условия для получения страхового возмещения. Попросту это называется мошенничеством. Но уже можно назвать практикой и введение страховыми компаниями своих клиентов в так называемое «добросовестное заблуждение», когда текст основных условий для выплаты страховки или отказа в этом найти в договоре не так-то просто. Иностранные страховые компании, конечно, каждый страховой случай досконально проверяют, но деньги выдают не только быстро, а даже с радостью, да еще и трезвонят о каждой выплате на каждом углу, — это способствует укреплению авторитета и привлечению новых клиентов. А рассказанная нами история иллюстрирует жесткую позицию участников российского страхового рынка: денег клиенту не платить любыми способами! Даже если придется для этого напрячь воображение и домыслы выдать за действительность. С чего представители компании «Ресо-Гарантия» решили, что свидетельство о регистрации автотранспортного средства находилось в машине Валерия К., из-за чего он теряет право на страховые выплаты, — одному Богу известно…

Статью можно обсудить на форуме нашего сайта.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий