И обнаружил слабости местного самоуправления.
«Да что же это такое, — завидев меня, кричит соседка издалека, — второй день автобус на Выборг не ходит! Дожили — некому дорогу почистить. Куда ж тогда наша администрация смотрит — вон их сколько сидит по кабинетам». Гнев соседки понятен — снегопад поставил жителей Возрождения в положение островитян: автобусное сообщение с городом прервалось, на дизель-поезда тоже надежды мало. Да еще и мобильная связь рухнула. А ведь многие жители утром спешат на работу в Выборг.
С другой стороны, нет в распоряжении администрации специальной дорожной техники, чтобы в случае капризов погоды бросить ее на расчистку автотрасс, улиц и площадей. Однако ведь и в мэрии соседней Лаппеенранты нет ни собственных грейдеров, ни роторных снегоочистителей, ни прочей спецтехники, но в любой снегопад улицы проезжи, а тротуры проходимы еще с раннего утра. Секрета здесь нет. Уборкой города там занята специальная фирма, с которой город расплачивается бюджетными деньгами. И, наверное, не одна фирма борется за право получить муниципальный заказ — мэрия самый крупный в городе работодатель.
А у нас-то ведь тоже местное самоуправление, только вот жизнь наших городских и сельских поселений даже отдаленно не напоминает бытие финских коммун. Ну, какую фирму наймет, скажем, администрация Каменногорского городского поселения для расчистки от снега улиц в Возрождении, если у нее и денег на это нет, нет как таковых и фирм, чтобы стояли в очереди за муниципальным заказом на уборку улиц от снега.
Есть, правда, такая фирма в Выборге и руководитель ее намедни перед телекамерой складно так рассказывал о ее героической борьбе со снегопадом. Но ведь и на второй снежный день в городе даже ул. Советская, которая по старой совковой привычке сначала вылизывать под носом у начальства, убиралась первоочередно и качественно, была расчищена кое-как, и для такси отдельные районы города были недосягаемы. А уж тротуары и вовсе напоминали лесные тропки в разгар снежной зимы. Что уж тут говорить о Возрождении, где после проезда какой-то немыслимой техники улицы стали походить на полосу препятствий.
В свое время прошел процесс передачи внутрипоселковых дорог на баланс местных администраций. Следовательно, сегодня администрации поселений должны заботиться, чтобы в любую погоду эти дороги были проходимы, вовремя очищались от снега и посыпались в гололед песочком. На это, видать, должны быть нацелены призванные под знамена поселений коммунальные предприятия. Но у них ни людей, ни техники.
Накануне вступления в действие пресловутой реформы МСУ на каких только этажах власти и какими только персоналиями ни произносились хвалы в адрес реформы. Дескать, она максимально приблизит власть к народу, и народ заживет, как у Христа за пазухой. Но давно уже проверено — от словоговорения да от перетасовки кадровой колоды жизнь, увы, не улучшается. С высоких трибун нам прежде и коммунизм сулили через 20 лет, и программу «Жилище— 2000»… И, наверное, те, которые сулили, знали: все это — одни слова, и ничего более.
Как и те, которые осенью прошлого года нахваливали реформу МСУ, прекрасно знали, что денег у новых органов местного самоуправления не будет. Неужто не ведали они, что при существующей системе распределения налогов по бюджетам всех уровней муниципалитетам остаются крохи с барского стола. Достаточно проследить динамику налоговых платежей любого благополучного предприятия за несколько лет, чтобы уразуметь: при общем росте налоговых отчислений в бюджеты всех уровней доля местного бюджета становится все меньше.
Налог же на доходы физических лиц, составляющий солидную долю в формировании бюджета, у нас выплачивается по месту работы, тогда как во всем мире — по месту жительства. Будь так у нас, сколько бы денег ушло из реальных 315 бюджетных миллионов Выборга в Каменногорское, Гончаровское, Селезневское и другие поселения, чьи жители ездят на работу в город? С предложением провести эксперимент по сбору душевого налога по месту жительства в ряде районов выступил в свое время губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, но, видно, не одобрили инициативу в федеральном центре.
Без денег муниципалитеты поселений не в состоянии полноценно управлять ни коммуналкой, ни своим имуществом, ни обеспечить жителям такие условия, чтобы по улицам можно было легко передвигаться в любое время года и в любую погоду. Если что и делается для населения, то в основном на деньги, собранные с шапкой по кругу или по принципу « ты — мне, я — тебе». Мы вам участочек под дачу отведем в хорошем месте, а вы уж нам пожертвуйте денежку на наши нужды.
Без самостоятельности, которая обеспечивается наполняемостью бюджета, это уже, хотя и местное, но вовсе не само— и не управление, а нечто, напоминающее игру в самоуправление, которую любили в советское время проводить в общеобразовательных школах. Это когда детям давали поиграть в директора, завуча и в классных руководителей.
О слабости, а вернее, о беспомощности такого самоуправления еще раз напомнил снегопад. Который свалился на нас, как всегда, внезапно. Хотя и штормовое предупреждение звучало, и прогноз не обещал солнечной сухой погоды.