Милиция усилила профилактику, прокуратура возбуждает уголовные дела.
Весной этого года мы сообщали о большом количестве краж навигационного оборудования, предназначенного для проводки судов, следующих по Финскому заливу и Сайменскому каналу («Злодеи посягают на интересы государства», «ВВ», № 22, 24.03.06). Отрадно отметить, что количество краж с тех пор значительно снизилось.
— Прошло несколько представительных совещаний на уровне ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти, УВД Выборгского района Ленобласти, Выборгской городской прокуратуры, с целью выработки единого направления работы по предотвращению хищений навигационного оборудования, — рассказывает начальник Выборгского района гидрографической службы, капитан второго ранга Евгений Демидов. — К работе подключилось Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте. Ситуацией заинтересовался министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. И вал краж пошёл на спад.
По словам Евгения Михайловича, при выработке концепции борьбы с расхитителями госимущества выдвигались различные предложения, от весьма дельных до совершенно неприемлемых. Например, предлагалось закрыть навигационное оборудование глухими металлическими ящиками, заварить их, навесить замки. Но если для железнодорожного хозяйства, где также нередки кражи оборудования, такие методы где-то пригодны, то, учитывая специфику работы гидрографической службы, подобное невозможно. Например, знаки могут иметь строго оговорённый цветовой раскрас, который не то, что невозможно, а просто нельзя скрыть. И как можно, например, замуровать в металлический ящик круговой фонарь?
Подумав, правоохранительные органы решили усилить профилактическую работу, успех которой во многом зависит от деятельности участковых уполномоченных милиции в районе, где находится немало объектов Выборгской гидрографии. Ведь к каждой «точке» (а их у наших гидрографов около 400, от Зеленогорска до госграницы с Финляндией) охрану не приставишь. Заслуживает одобрения позиция Выборгской горпрокуратуры. По логике, дела о хищениях не входят в её компетенцию. Но понимая, что воры посягают не просто на навигационное оборудование, а на государственное имущество, и что в результате могут серьёзно пострадать интересы именно государства, прокуратура не только возбуждает уголовные дела по фактам «свежих» хищений, но и пересматривает дела прошлогодние.
Возможно, прежде правоохранительные органы не особенно утруждали себя работой с гидрографами, потому что ущерб от краж (в случае истечения срока службы) оценивался, исходя из остаточной стоимости оборудования, а это не более 25 процентов от изначальной стоимости. В таком случае проверку по заявлению проводил тот же участковый, который одновременно мог заниматься, скажем, хищением велосипеда. Теперь же, как уже было сказано, и прокуратура проявила инициативу, да и новое оборудование, поступающее на смену прежнему, в случае чего, будет оценено по полной программе.
К сожалению, никак не удаётся поймать воришек. Милиция говорит, что это лучше делать по горячим следам. Такое пожелание понятно, но следует учесть, что у гидрографов плановая работа. О хищениях они узнают, если приезжают на объект для очередной проверки, или если приходит сообщение о неисправности оборудования с Поста управления движением судов. На объекты посягают или бомжи, (этих, скорее всего, привлекают источники питания), или профессиональные «охотники» за цветными металлами. Кстати, снижение числа краж, не исключено, связано с тем, что в оборудовании нового типа цветмет не применяется.