Одна из самых животрепещущих тем — засилие игровых автоматов и игорных заведений.
Не случайно среди вопросов, заданных Владимиру Путину во время недавнего сеанса прямой связи с народом, был вопрос Марии Семеновны из Брянска: будут ли закрыты игровые автоматы? На что президент ответил, подчеркнув свое личное участие, — сказал, что направил в Думу проект закона, который локализует весь игровой бизнес в четырех специальных зонах. И самокритично добавил: государство должно было уже давно обратить внимание на эту сферу деятельности.
От областного закона остались рожки да ножки
Как скоро президентская идея о российских «лас-вегасах» обретет сначала законодательные, а затем и реальные очертания, предугадать трудно. Равно как неизвестно, канут ли в Лету с созданием крупных «резерваций» мелкие объекты игорного бизнеса, заполонившие города и веси. Пока же общество справедливо предъявляет претензии к местной власти: почему бездействует, почему не запретит массовые азартные игрища, которые стали настоящим социальным бедствием?
Еще весной этого года население тешило себя надеждой, что на «одноруких бандитов» нашлась-таки управа: областные депутаты приняли закон, содержащий пакет запретов, достаточный для того, чтобы существенно сократить сеть объектов вредного бизнеса. Статья 2 упомянутого закона «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ленинградской области» устанавливала жесткие рамки для владельцев игорных заведений.
Последние запретили размещать в жилых домах, в медицинских и культурных учреждениях, в аптеках, магазинах, супермаркетах, на рынках и на предприятиях общепита и бытового обслуживания. А также на вокзалах, в санаториях и домах отдыха, в пансионатах, и, разумеется, в детских садах, школах, училищах, вузах, в спорткомплексах. А к игорным заведениям, обустроенным в изолированных помещениях, также предъявлялся ряд требований, нацеленных, в конечном итоге, на укрупнение бизнеса (чем меньше предприятий, тем легче их контролировать).
Принятый 22 февраля областным парламентом, закон вступил в силу после мартовского опубликования в «Вестях», и в течение двух последующих месяцев всю игорную инфраструктуру надлежало привести в соответствие новому нормативному документу. Муниципалитетам в этом процесс была отведена вполне конкретная роль: статья 3 областного закона предписывает хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в этой сфере, согласовывать размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления. А названные органы, руководствуясь областным законом, должны издать свои правовые акты, определив порядок размещения игорных заведений и процедуру согласования
… Как говорится, недолго музыка играла: уже в июне Ленинградский областной суд, рассмотрев гражданское дело по заявлениям нескольких фирм (ООО «Альтернатива», ООО «Антей», ООО «Селена», ООО «Одиссей» и ООО «Афродита»), признал недействующими ряд положений новоиспеченного закона — практически всю статью 2, диктующую условия размещения и запреты.
Ясное дело, облсуд не разбирался по существу вопроса, а принял во внимание лишь формальную сторону: субъект Федерации превысил свои полномочия, поскольку размещением объектов игорного бизнеса ведают федеральные органы, осуществляющие лицензирование данного вида деятельности.
Верховный суд, куда администрация Ленобласти обратилась с кассационной жалобой, подтвердил выводы областных коллег. И от хорошего закона остались, что называется, рожки да ножки…В частности, осталась без изменений статья 3, предписывающая согласование объектов игорного бизнеса на муниципальном уровне. Но много ли от этой статьи проку, если во всем остальном у муниципалитетов связаны руки?
Проект вызвал жаркие споры
В среду на прошлой неделе на совместном заседании постоянных комиссий городского совета депутатов рассматривался предложенный администрацией проект нормативного документа под названием «Порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории муниципального образования «Выборгское городское поселение». Сегодня, 31 октября, проект вынесен на рассмотрение очередной сессии горсовета и, надо полагать, будет утвержден. Потому, что в жарком споре в ходе предварительного обсуждения родилась невеселая истина: принимать нужно, чтобы хоть как-то влиять на стихийный процесс. Вволю подискутировав, депутаты согласились с доводами, высказанными заместителем мэра Светланой Нерушай (а Светлане Ивановне в этот раз пришлось продемонстрировать недюжинную настойчивость): лучше такой порядок, чем вовсе никакого.
… Пожалуй, еще ни один проект администрации за все время существования городского муниципалитета не вызвал таких дебатов. Но в пылу спора депутаты забыли задать чиновникам немаловажный вопрос: как получилось, что Выборг, обычно передовой во всем, что касается исполнения законов, на сей раз оказался «в хвосте». Ведь большинство остальных муниципальных образований успело за то короткое время, пока областной закон действовал в полном объеме, принять муниципальные правовые акты и почистить свою сеть игорных заведений. Говорят, уличных игровых автоматов (на тех же рынках) кроме, как в Выборге, больше нигде в Ленобласти не увидишь.Что мешало администрации города предложить депутатам проект решения об игорном бизнесе не в конце октября, а по весне? Как это сделали, к примеру, в Гатчине — в апреле, в Тихвине — в мае, в Подпорожье — в июне. Соседние муниципалитеты успели убрать если не все, то большую часть аппаратов из магазинов, кафе, с вокзалов.
Кстати, аналогичная ситуация и в Санкт-Петербурге: закон, регулирующий размещение объектов игорного бизнеса, был принят здесь в июле. И благодаря этому закону в городе на Неве сеть игорных заведений была существенно сокращена — по крайней мере, на одну треть. Но и в Питере предприниматель обратился в городской суд, и суд признал недействующими отдельные положения закона. Сейчас кассационная жалоба по этому поводу находится в Верховном суде.
Выборг упустил свой шанс?
По словам начальника отдела потребительского рынка Марины Птушко, свой проект специалисты городской администрации подготовили сразу после выхода областного закона. И отдали на согласование юристам мэрии. Почему эта процедура затянулась так надолго, Птушко сказать не может, но не исключает, что юристы, что называется, перестраховались: возможно, их смутили факты из судебной практики других регионов, где тоже отменяли аналогичные правовые акты. В итоге Выборг оказался «иноходцем» и упустил шанс «пошерстить» игорную сеть. Правда, во время первых совместных с УВД рейдов успели составить 10 протоколов. В результате Выборг покинула «Планета удачи» — фирма, державшая в городе несколько объектов. Некоторые другие фирмы, что поначалу вывезли аппараты, узнав о решении областного суда, вернули автоматы на место (пример — гастроном на Красной площади).
Как с сожалением констатировала Марина Владимировна, сегодня городская администрация не только не имеет рычагов воздействия на эту сферу бизнеса, но даже не располагает о ней достоверной информацией. Налоговая инспекция, куда обратилась мэрия за данными о числе объектов игорного бизнеса, ответила, что эти сведения являются тайной. По приблизительным подсчетам отдела потребительского рынка, в Выборге действуют 120 игровых аппаратов, 29 залов игровых автоматов и 2 казино. Все эти заведения появились без какого-либо участия местной власти: лицензию на деятельность в этой сфере бизнеса юридические лица оформляют в Москве. До недавних пор лицензирующей организацией был Госкомспорта РФ, сейчас, по словам Марины Птушко, эти полномочия передаются налоговым органам.
При этом лицензия выдается в целом на вид деятельности, а как дальше владелец лицензии развивает сеть своих заведений, этого уже практически никто не контролирует. Именно потому руководство города сегодня настаивает на том, чтобы узаконить порядок согласований и хотя бы в малой степени, но влиять на деятельность игорного бизнеса. Светлана Нерушай, убеждая депутатов принять разработанный чиновниками документ, пообещала, что этим способом удастся сократить число игорных объектов процентов на 30.
На самом деле требования федерального законодательства, содержащиеся в Положении о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, настолько мягкие, что муниципалитету, взявшему на себя контрольные функции и вознамерившемуся закрыть какое-либо заведение, предстоят титанические усилия. Федеральный законодатель хоть и установил ряд запретов относительно размещения объектов, но, по сути, не установил никаких. Цитирую: «Тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность». Если учесть, что в школе и в больнице ставить игровые автоматы вряд ли кому придет в голову, равно как и в церкви (при том, что религия у нас отделена от государства и в принципе это уже дело — самих служителей культа). Остаются жилые помещения — один из самых сильных раздражителей для людей. Но в данном случае имеются в виду не жилые здания, а именно помещения, которые у нас в массовом порядке переоформляются в нежилые (уже с большинством первых этажей в городе это случилось) и, стало быть, легко выводятся из-под действия запрета. Так что, по большому счету, «одноруким бандитам» сегодня ничто не грозит, кроме — грозных обещаний Президента…